Интерактивный образовательный проект «Школа журналистики „ЭкоМедиа“»
Обучение молодёжи созданию экологического медиаконтента для социальных сетей
ГБУК «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина»Идея проекта – объединить ресурсы педагогов дополнительного образования, библиотечных специалистов и экопросветителей, чтобы помочь всем желающим освоить новую для себя профессию – экоблогер.
Забота об окружающей среде стала одной из главных тенденций современного времени. Грамотное информирование людей о проблемах охраны окружающей среды, продвижение идей экологичной жизни, обмен опытом – важный фактор приближения зелёного будущего.
Формирование экологической культуры в информационном обществе происходит в условиях быстро совершенствующейся системы медиакоммуникаций, куда входят социальные медиа, в том числе социальные сети. Но информация по экологии должна не только нести экологические знания. Сами по себе они являются лишь предпосылкой формирования экологической культуры. Чтобы вовлечь людей, зажечь их, принести какую-то экоидею, нужно показывать личный пример. Такую возможность даёт ведение блога в социальных сетях.
С одной стороны, любой школьник или студент может завести блог, например, в социальной сети «ВКонтакте». С другой, несмотря на рост популярности «зелёной повестки», системная подготовка журналистов-экологов и экоблогеров практически отсутствует. Ребятам, обучающимся на курсах журналистики, не хватает знаний об экологии, а экоактивисты не умеют грамотно транслировать свои идеи. К тому же многие подростки и молодые люди, которые становятся на путь блогера, публичной самопрезентации, лидера мнений, сталкиваются с внутренним сопротивлением, страхом стать «белой вороной». Возникают вопросы: как писать нескучные материалы на экологическую тематику? Откуда брать эксклюзивные экологические истории? Какие подводные камни могут встретиться на пути экоблогера? Как сделать отличные фотографии на обычном смартфоне?
Таким образом, существует проблема – недостаточный уровень медиаграмотности и сформированности навыков использования ресурсов современной информационной среды у подростков 14-18 лет, которые хотят транслировать экоидеи в социальных сетях.
Вовлечение молодых пользователей социальной сети „ВКонтакте“ в эколого-просветительскую деятельность через опыт ведения экоблога.
1. Подготовительный этап:
– Формулирование целей и задач проекта, сроков реализации;
– Формирование сетевого сообщества участников проекта;
Определить основные мероприятия, круг организаций, партнёрское участие которых в проекте было бы желательно.
– Разработка плана мероприятий проекта вместе с партнёрами, подбор экспертов и спикеров;
Подготовить и разослать потенциальным партнёрам (педагогам дополнительного образования, руководителям студий и кружков журналистики, руководителям школьных медиа-студий) письмо с предложением об участие в проекте. Получить предварительное согласие и сформировать план мероприятий. Согласовать график;
– Планирование ресурсного обеспечения проекта.
2. Организационный этап:
– Презентация проекта в социальных сетях, на официальных интернет-ресурсах Центра экологической информации и партнёров;
– Создание и развитие группы «Школа журналистики „ЭкоМедиа“» в социальной сети «ВКонтакте».
– Формирование списка участников проекта через форму сбора заявок.
Критерии отбора:
1)заинтересованность кандидатов в продвижении экоповестки и формировании экологической культуры через ведение экоблога;
2)возрастной ценз: молодые люди от 14 до 18 лет;
3)активная жизненная позиция.
3. Практический этап:
– Создание тематического медиаконтента в группе проекта в социальной сети «ВКонтакте»;
– Проведение цикла онлайн-интервью со спикерами проекта;
– Проведения онлайн-акции и флешмоба;
– Проведение фестиваля и конкурсов;
– Проведение мероприятий событийного волонтёрства и медиаволонтёрства.
4. Итогово-аналитический этап:
– Самоаудит реализации проекта;
– Презентация итогов проекта на интернет-ресурсах Центра экологической информации;
– Презентация итогов проекта на городском форуме «Развитие волонтёрского (добровольческого) движения: проблемы и пути решения»;
– Интервью редактору сетевого издания «Леди. Врн» Зинаиде Бабаян «Светлана Сафонова: «В Воронеже нужно развивать экоблогерство»;
– Участие в номинации „Просветительские проекты“ «Зелёной премии 2022».
Методика проекта – это неформальное образование. Обучение не требует предварительной подготовки. При выполнении заданий возникает необходимость самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников, т.е. интегрировать знания из различных областей. Тем самым устанавливаются межпредметные связи, происходит расширение знаний в области истории, экологии, социологии, русского языка, литературы и журналистики, при этом генерируются новые идеи.
Сетевая форма реализации проекта способствует интеграции кадровых и образовательных ресурсов партнёров.
Практическая значимость проекта состоит в возможности использования видеоматериалов и публикаций, размещённых в группе проекта, в деятельности клубов, кружков и объединений детской журналистики.
Запись онлайн-мероприятий можно посмотреть в разделе «Видео» в группе Центра экологической информации в социальной сети «ВКонтакте» по ссылке: https://vk.com/video/playlist/-169880015_9.
– 15 онлайн-трансляций встреч с экспертами;
– Онлайн-акция «Путешествие с Василием Песковым»;
– Онлайн-флешмоб «Экология – дело каждого»;
– Фестиваль школьных пресс-центров «Экорупор». Организатор: МКОО ДО станция юных натуралистов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области. Участие приняли ребята из 10 образовательных учреждений;
– Доклад «Эколоия, молодёжь, библиотека. Грани взаимодейсвия» (о новых форматах работы и проекте «Экомедиа»);
– Городской экологический конкурс «Экоперо-2022». Организаторы: управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж; управление экологии администрации городского округа город Воронеж; МБУДО «Детский эколого-биологический центр «Росток»; Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова; ГБУК ВО «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И. С. Никитина». Всего на конкурс поступило 127 работ из 39 образовательных учреждений;
– Интервью редактору сетевого издания «Леди. Врн» Зинаиде Бабаян «Светлана Сафонова: „В Воронеже нужно развивать экоблогерство“».
– Городской видеоконкурс по профессиональному самоопределению «Найди себя». В конкурсе приняли участие 55 обучающихся в возрасте от 12 до 18 лет из 19 образовательных организаций города.
– Интерактивный образовательный проект «Школа журналистики „ЭкоМедиа“» вошёл в топ-10 победителей в номинации „Просветительские проекты“ «Зелёной премии 2022».
Зеленая премия – 2022
Организатор: Публично-правовая компания Российский экологический оператор
Номинация: Просветительские проекты
Статус проекта: лауреат
Год: 2022г.
Всероссийский конкурс «Лучшие медиапрактики в образовательном процессе – 2022»
Организатор: Лаборатория интегрированных коммуникаций (проект Mediaschool) и Ассоциация специалистов медиаобразования
Номинация: Медийное событие
Статус проекта: победитель, 3 место
Год: 2022г.
МБУ «Коломенская городская Централизованная библиотечная система»
Московская область
Интерактивный краеведческий ресурс, основанный на впечатлениях жителей и гостей г. Коломны
ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»
Рязанская область
Образовательные мероприятия по научному добровольчеству для молодёжи
Научная библиотека ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
Томская область
Цифровая трансформация библиотек и библиотечных продуктов
МАУК «Централизованная библиотечная система Каменск-Уральского городского округа»
Свердловская область
Обучение детей созданию мультфильмов
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Поддержка и продвижение арт-кураторства
ГБУК ВО «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина»
Воронежская область
Создание коммуникативного пространства для общения старшеклассников с успешными людьми региона
ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»
Сахалинская область
Общественное пространство для развития цифровых компетенций
Центральная районная библиотека им. В.Г. Короленко МКУК «Централизованная библиотечная система» Нижегородского района г. Нижнего Новгорода
Нижегородская область
Изучение историко-культурного наследия Нижнего Новгорода с помощью современных технологий
Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И. С. Никитина» (ГБУК ВО «ВОУНБ имени И.С.Никитина»)
Воронежская область
Межведомственный социальный проект для людей старшего возраста
Центральная городская библиотека им. Е.И. Носова МУК «Централизованная библиотечная система» муниципального образования «город Железногорск» Курской области
Курская область
Краеведческий цифровой ресурс для жителей и гостей города Железногорска
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!