02.12.2022
favorite favorite_outline 1
visibility 642
bookmark bookmark_outline
Реализован

«Generation Z» (Поколение Z)

Социально-психологическая адаптация подростков

Центральная городская детская библиотека им. М.М. Пришвина МУ «Централизованная библиотечная система города Липецка;
Регион:
Липецкая область
Уровень:
Муниципальный
Формат:
Очный
Целевая аудитория:
Дети
Молодёжь
Сроки реализации:
01.08.2020 - 30.08.2021
«Generation Z» (Поколение Z)
02.12.2022
favorite favorite_outline 1
visibility 642
bookmark bookmark_outline
Автор
Колаева Ирина Викторовна, заместитель директора, МУ «Централизованнная библиотечная система» г. Липецка
Библиотеки-участники проекта
Центральная городская детская библиотека им. М.М. Пришвина МУ «Централизованная библиотечная система города Липецка;
Партнёры проекта
Областная детская газета «Золотой ключик»
Липецкая региональная общественная организация «Коллегия психологов»
Фитнес-клуб «ДРАЙВ»
Магазин «Знаем, играем»
«Центробанк»
Кризисный Центр помощи женщинам и детям г. Липецка
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ»«СемьЯ»
Краткое описание проекта

В 2020 году на средства гранта конкурса «Новая роль библиотек в образовании» Благотворительного фонда Михаила Прохорова Центральная городская детская библиотека им. М.М. Пришвина запустила образовательный проект «Generation Z», направленный на создание консультативного центра психологической поддержки подростков.

В рамках проекта профессиональные психологи, врачи, специалисты банков, юристы, дефектологи, коучи по личностному росту, питанию, саморазвитию, здоровому образу жизни, визажу, мейкапу проводили с молодыми людьми лекции, семинары, мастер-классы, тренинги и не только. За основу были взяты наиболее волнующие подростков темы, которые не всегда затрагиваются в школе или дома. Это проблемы первой любви, буллинга и кибербуллинга, психоэмоционального давления со стороны семьи и учителей, финансовой независимости, поиска своего места в жизни и пр.

Проект делал ставку на развитие у подростков навыков межличностной коммуникации, самоуправления, эмоциональной устойчивости, здорового образа жизни, гражданского самосознания, финансовой грамотности, гармоничных отношений с окружающими, сверстниками, родителями и в целом – на обеспечение полноценной и успешной интеграции подростков в общество.

Вид проекта
Просветительский
Практико-ориентированный
Цель проекта

Способствовать приобретению подростками важных междисциплинарных навыков (экономика и финансы, психология, физиология, право и др.), а также содействовать развитию у них критического мышления в социально-бытовых ситуациях и развитию способов/стратегий защиты и позитивных моделей поведения при неблагоприятном психоэмоциональном воздействии в социальной среде. 


Задачи проекта
1. Создать на базе Центральной городской детской библиотеки им. М. М.Пришвина консультационный центр;
2. Способствовать (содействовать или побуждать) приобретению и развитию у участников дискуссионных групп аналитических, организационных и лидерских навыков, необходимых для полноценного становления эффективной личности;
3. Развивать умение принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор;
4. Разработать и создать персональные стратегии выбора для каждого подростка;
5. Разработать комплекс мероприятий в соответствии с ожиданиями и потребностями участников;
6. Интегрировать подростков из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей в дискуссионные группы и образовательную деятельность библиотеки с возможностью реализации будущего профессионального плана;
7. Развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность педагогов, библиотекарей, родителей и представителей общественных организаций.
Механизм и этапы реализации проекта

Два раза в месяц библиотекари ЦГДБ им. М.М. Пришвина, профессиональные психологи проводили собрания дискуссионно-познавательных групп в различных форматах (образовательные лекции, семинары, мастер-классы и т.д.) с участием подростков из различных социальных слоев. Подростки были поделены на группы по гендерному признаку. Это позволило создать комфортную атмосферу, располагающую к общению и обсуждению наиболее важных вопросов в кругу сверстников и На занятиях использовались конкретные примеры, кейс-стади, интерактивные тесты и викторины.

Проект был направлен на приобретение навыков, способствующих умению определять своё место в жизни, раскрытию своего потенциала, выбору места дальнейшего обучения (профориентация), использованию своих эмоций для достижения положительных результатов, самоконтролю и адекватному реагированию в стрессовых ситуациях, умению управлять собой, снижению неконтролируемых вспышки агрессии, гнева и т.д., ответственно подходить к принятию важных решений, развитию привычек, благоприятно влияющих на физическое и психическое здоровье: правильное питание, регулярные занятия спортом и взаимосвязь ЗОЖ с когнитивными способностями, – формированию гражданской позиции, содействию в развитии своей окружающей среды (класс, школа, дом, район, город и т.д).

В результате работы по проекту была создана специальная интерактивная комната для проведения образовательных дискуссионно-познавательных групп и комфортного общения молодёжи.

В рамках реализации проекта «Поколение Z» велось плотное сотрудничество с областной детской газетой «Золотой ключик», с Липецкой региональной общественной организацией «Коллегия психологов», с центром «СемьЯ», фитнес-клубом «ДРАЙВ», Центробанком, магазином «Знаем, играем».

Профессиональные психологи Липецкой региональной общественной организацией «Коллегии психологов», специалисты Центра «СемьЯ» проводили индивидуальные консультации и групповые занятия, мастер-классы и тренинги. Сотрудники областной детской газеты «Золотой ключик» проводили практикумы по публичным выступлениям, ораторскому мастерству, записям подкастов, выступлениям с речью, использованию пространства, образам в СМИ и др.

В рамках проекта «Поколение Z» принимали участие консультанты детского телефона доверия Кризисного Центра помощи женщинам и детям, Центра ППМСП. Профессиональные психологи, врачи, специалисты банка, юристы, дефектологи, коучи по личностному росту, по питанию, саморазвитию, по здоровому образу жизни, визажу, мейкапу провели практические занятия, мастер-классы, лекции и тренинги. А библиотекари представили соответствующую литературу по данным направлениям.

Несмотря на то, что проект календарно завершился, все перечисленные партнёры проекта продолжили свою сотрудничество с Центральной городской детской библиотекой им. М.М.Пришвина. Так, в летний период дети, играя в настольные игры, параллельно в неформальной обстановке играли в настольные игры и получали консультации.

Опыт такой работы с подростками будет распространяться психологами общеобразовательных организаций всего региона, детского телефона доверия Кризисного Центра помощи женщинам и детям, Центром ППМСП, Центром «СемьЯ», психологами территориальных отделений и муниципальных консультационных пунктов.

Вся работа в рамках проекта строилась с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников определённой возрастной категории; основывалась на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривала решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой школьного образования; предполагала построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Социальная значимость, уникальность и особенности проекта

Многие важные события в жизни человека происходят во время обучения в средней и старшей школе: первая любовь, осознание финансовой зависимости от родителей и поиск дополнительных источников дохода на личные нужды, борьба с неблагоприятной атмосферой в классе – буллинг и кибербуллинг, психоэмоциональное давление со стороны родителей и учителей во время экзаменов, поиск своего места в жизни и т.д.

Для того, чтобы, адекватно реагировать на то или иное происшествие в жизни, многим подросткам не хватает знаний и умений. Обучение детей критическим навыкам, обязательным для полноценной и успешной интеграции в общество, практически отсутствует на базе среднего общего образования. В школе не уделяется должного внимания на развитие таких навыков, как межличностная коммуникация, разумное распределение финансов, общая гражданская сознательность, умение принимать изменения в своем организме и быть в согласии с самим собой и своим телом и заботиться о себе с помощью здорового образа жизни.

В моменты сомнений, и столкнувшись с неизвестным, подросток растерян и не знает, где искать помощи, если в школе атмосфера накалена, и нет доверия к учителям, а дома его не понимают.

С помощью образовательного проекта «Поколение Z» подростки смогли не только найти «убежище» и поделиться своими чувствами и переживаниями со сверстниками, но также получить всю необходимую информацию от компетентных людей посредством образовательных лекций и семинаров, мастер-классов, тренингов, практикумов и создания на базе нашей библиотеки образовательных дискуссионно-познавательных групп.

В проект был вовлечён широкий круг специалистов, в чьих компетенциях – вопросы и темы, означенные в проекте. Вся работа в рамках проекта способствовала развитию сотрудничества, сотворчества и желанию оказывать практическую помощь подросткам города.

Несмотря на то, что проект завершился, все перечисленные партнёры проекта продолжили свою работу с Центральной городской детской библиотекой им. М.М. Пришвина.

Опыт такой работы с подростками будет распространяться психологами общеобразовательных организаций всего региона, детского телефона доверия Кризисного Центра помощи женщинам и детям, Центром ППМСП, Центром «СемьЯ», психологами территориальных отделений и муниципальных консультационных пунктов.

Количественные и качественные результаты проекта

· 25 дней занятий;

· Более 620 индивидуальных консультаций психологов;

· Более 450 подростков стали участниками проекта. Участников могло бы быть больше, но в Липецком регионе действовал запрет на массовые мероприятия до 30 июня;

· Более 1000 подростков посетило библиотеку, играя в различные настольные игры и общаясь между собой;

В результате работы по проекту была создана специальная интерактивная комната с играми и интерактивной панелью для проведения образовательных дискуссионно-познавательных мероприятий и комфортного общения молодёжи. В этой комнате ребята общаются, играют в настольные игры, обсуждают интересующие их темы.

Профессиональные психологи, педагоги, коучи по ЗОЖ, моде и красоте проводили теоретические и практические занятия и консультации. Для каждого участника проекта, желающего принять участие в групповом занятии, или пришедшего получить индивидуальную консультацию был разработан свой индивидуальный план общения и обучения.

В ходе реализации проекта был разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование навыков критического мышления, чёткой гражданской позиции, высокого уровня ответственности за принятые решения, и способный создавать благоприятные условия не только для успешного саморазвития, но и для эффективного развития окружающей среды.

Стоимость реализации проекта
279 000 ₽
Источники финансирования
Гранты

Грантовый конкурс «Новая роль библиотек в образовании»

Грантодатель: Благотворительный фонд Михаила Прохорова

Сумма гранта: 279 000 ₽

Год: 2020г.

Дополнительные материалы по проекту
Похожие проекты

Арт-пространство «Кислород»

ГБУК «Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова»

Ставропольский край

В стадии реализации
09.11.2022

Арт-пространство «Кислород»

Организация креативного пространства в библиотеке

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 1114
подробнее

Напольная краеведческая игра «Красноярский меридиан»

Центральная городская библиотека имени А.М. Горького МАУ "ЦБС им. Горького" г. Красноярска

Красноярский край

Реализован
15.04.2025

Напольная краеведческая игра «Красноярский меридиан»

Создание напольной краеведческой игры, посвящённой 90-летию Красноярского края

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 1
visibility 176
подробнее

«Итак, простые люди»

МБУК «Сургутская районная централизованная библиотечная система»

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

В стадии реализации
02.02.2023

«Итак, простые люди»

Документальный фильм и подкаст о героях среди нас

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 685
подробнее

Открытый информационно-образовательный проект #КультурныйКодМордовии

ГБУК «Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Мордовия»

Республика Мордовия

Реализован
23.11.2022

Открытый информационно-образовательный проект #КультурныйКодМордовии

Организация уличного выставочного пространства, направленного на сохранение исторической и культурной памяти региона

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 705
подробнее

Книжное погружение

Центральная городская детская библиотека имени В.И. Ленина МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС

Ростовская область

Реализован
07.09.2023

Книжное погружение

Развитие ораторского мастерства и компетенций грамотного читателя у школьников

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 3
visibility 5624
подробнее

Мультимедийный проект «Весь Батожабай»

ГАУК Республики Бурятия «Республиканская детско-юношеская библиотека»

Республика Бурятия

Реализован
09.11.2022

Мультимедийный проект «Весь Батожабай»

Краеведческий ресурс к 100-летию бурятского писателя Даширабдана Батожабая

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 876
подробнее

«Лица библиотеки»

ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»

Сахалинская область

Реализован
24.05.2023

«Лица библиотеки»

Корпоративные интервью с сотрудниками, читателями и волонтёрами (к 75-летию учреждения)

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 634
подробнее

«Активный образ жизни — альтернативы нет!»

Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И. С. Никитина» (ГБУК ВО «ВОУНБ имени И.С.Никитина»)

Воронежская область

Реализован
19.02.2023

«Активный образ жизни — альтернативы нет!»

Межведомственный социальный проект для людей старшего возраста

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 331
подробнее

Виртуальный литературный журнал «Варакушка»

Библиотека ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики»

г. Санкт-Петербург

В стадии реализации
28.11.2022

Виртуальный литературный журнал «Варакушка»

Популяризация чтения и поэтического творчества

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 731
подробнее

Вклад учёных в победу в Великой Отечественной войне

ГБУК «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина»

Воронежская область

Реализован
12.04.2023

Вклад учёных в победу в Великой Отечественной войне

Популяризация технологических изобретений и открытий времён Великой Отечественной войны в рамках Десятилетия науки и технологий

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 612
подробнее

Это успех!

Операция выполнена успешно!

Произошла ошибка!