02.12.2022
favorite favorite_outline 1
visibility 468
bookmark bookmark_outline
Реализован

«Generation Z» (Поколение Z)

Социально-психологическая адаптация подростков

Центральная городская детская библиотека им. М.М. Пришвина МУ «Централизованная библиотечная система города Липецка;
Регион:
Липецкая область
Уровень:
Муниципальный
Формат:
Очный
Целевая аудитория:
Дети
Молодёжь
Сроки реализации:
01.08.2020 - 30.08.2021
«Generation Z» (Поколение Z)
02.12.2022
favorite favorite_outline 1
visibility 468
bookmark bookmark_outline
Автор
Колаева Ирина Викторовна, заместитель директора, МУ «Централизованнная библиотечная система» г. Липецка
Библиотеки-участники проекта
Центральная городская детская библиотека им. М.М. Пришвина МУ «Централизованная библиотечная система города Липецка;
Партнёры проекта
Областная детская газета «Золотой ключик»
Липецкая региональная общественная организация «Коллегия психологов»
Фитнес-клуб «ДРАЙВ»
Магазин «Знаем, играем»
«Центробанк»
Кризисный Центр помощи женщинам и детям г. Липецка
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ»«СемьЯ»
Краткое описание проекта

В 2020 году на средства гранта конкурса «Новая роль библиотек в образовании» Благотворительного фонда Михаила Прохорова Центральная городская детская библиотека им. М.М. Пришвина запустила образовательный проект «Generation Z», направленный на создание консультативного центра психологической поддержки подростков.

В рамках проекта профессиональные психологи, врачи, специалисты банков, юристы, дефектологи, коучи по личностному росту, питанию, саморазвитию, здоровому образу жизни, визажу, мейкапу проводили с молодыми людьми лекции, семинары, мастер-классы, тренинги и не только. За основу были взяты наиболее волнующие подростков темы, которые не всегда затрагиваются в школе или дома. Это проблемы первой любви, буллинга и кибербуллинга, психоэмоционального давления со стороны семьи и учителей, финансовой независимости, поиска своего места в жизни и пр.

Проект делал ставку на развитие у подростков навыков межличностной коммуникации, самоуправления, эмоциональной устойчивости, здорового образа жизни, гражданского самосознания, финансовой грамотности, гармоничных отношений с окружающими, сверстниками, родителями и в целом – на обеспечение полноценной и успешной интеграции подростков в общество.

Вид проекта
Просветительский
Практико-ориентированный
Цель проекта

Способствовать приобретению подростками важных междисциплинарных навыков (экономика и финансы, психология, физиология, право и др.), а также содействовать развитию у них критического мышления в социально-бытовых ситуациях и развитию способов/стратегий защиты и позитивных моделей поведения при неблагоприятном психоэмоциональном воздействии в социальной среде. 


Задачи проекта
1. Создать на базе Центральной городской детской библиотеки им. М. М.Пришвина консультационный центр;
2. Способствовать (содействовать или побуждать) приобретению и развитию у участников дискуссионных групп аналитических, организационных и лидерских навыков, необходимых для полноценного становления эффективной личности;
3. Развивать умение принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор;
4. Разработать и создать персональные стратегии выбора для каждого подростка;
5. Разработать комплекс мероприятий в соответствии с ожиданиями и потребностями участников;
6. Интегрировать подростков из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей в дискуссионные группы и образовательную деятельность библиотеки с возможностью реализации будущего профессионального плана;
7. Развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность педагогов, библиотекарей, родителей и представителей общественных организаций.
Механизм и этапы реализации проекта

Два раза в месяц библиотекари ЦГДБ им. М.М. Пришвина, профессиональные психологи проводили собрания дискуссионно-познавательных групп в различных форматах (образовательные лекции, семинары, мастер-классы и т.д.) с участием подростков из различных социальных слоев. Подростки были поделены на группы по гендерному признаку. Это позволило создать комфортную атмосферу, располагающую к общению и обсуждению наиболее важных вопросов в кругу сверстников и На занятиях использовались конкретные примеры, кейс-стади, интерактивные тесты и викторины.

Проект был направлен на приобретение навыков, способствующих умению определять своё место в жизни, раскрытию своего потенциала, выбору места дальнейшего обучения (профориентация), использованию своих эмоций для достижения положительных результатов, самоконтролю и адекватному реагированию в стрессовых ситуациях, умению управлять собой, снижению неконтролируемых вспышки агрессии, гнева и т.д., ответственно подходить к принятию важных решений, развитию привычек, благоприятно влияющих на физическое и психическое здоровье: правильное питание, регулярные занятия спортом и взаимосвязь ЗОЖ с когнитивными способностями, – формированию гражданской позиции, содействию в развитии своей окружающей среды (класс, школа, дом, район, город и т.д).

В результате работы по проекту была создана специальная интерактивная комната для проведения образовательных дискуссионно-познавательных групп и комфортного общения молодёжи.

В рамках реализации проекта «Поколение Z» велось плотное сотрудничество с областной детской газетой «Золотой ключик», с Липецкой региональной общественной организацией «Коллегия психологов», с центром «СемьЯ», фитнес-клубом «ДРАЙВ», Центробанком, магазином «Знаем, играем».

Профессиональные психологи Липецкой региональной общественной организацией «Коллегии психологов», специалисты Центра «СемьЯ» проводили индивидуальные консультации и групповые занятия, мастер-классы и тренинги. Сотрудники областной детской газеты «Золотой ключик» проводили практикумы по публичным выступлениям, ораторскому мастерству, записям подкастов, выступлениям с речью, использованию пространства, образам в СМИ и др.

В рамках проекта «Поколение Z» принимали участие консультанты детского телефона доверия Кризисного Центра помощи женщинам и детям, Центра ППМСП. Профессиональные психологи, врачи, специалисты банка, юристы, дефектологи, коучи по личностному росту, по питанию, саморазвитию, по здоровому образу жизни, визажу, мейкапу провели практические занятия, мастер-классы, лекции и тренинги. А библиотекари представили соответствующую литературу по данным направлениям.

Несмотря на то, что проект календарно завершился, все перечисленные партнёры проекта продолжили свою сотрудничество с Центральной городской детской библиотекой им. М.М.Пришвина. Так, в летний период дети, играя в настольные игры, параллельно в неформальной обстановке играли в настольные игры и получали консультации.

Опыт такой работы с подростками будет распространяться психологами общеобразовательных организаций всего региона, детского телефона доверия Кризисного Центра помощи женщинам и детям, Центром ППМСП, Центром «СемьЯ», психологами территориальных отделений и муниципальных консультационных пунктов.

Вся работа в рамках проекта строилась с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников определённой возрастной категории; основывалась на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривала решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой школьного образования; предполагала построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Социальная значимость, уникальность и особенности проекта

Многие важные события в жизни человека происходят во время обучения в средней и старшей школе: первая любовь, осознание финансовой зависимости от родителей и поиск дополнительных источников дохода на личные нужды, борьба с неблагоприятной атмосферой в классе – буллинг и кибербуллинг, психоэмоциональное давление со стороны родителей и учителей во время экзаменов, поиск своего места в жизни и т.д.

Для того, чтобы, адекватно реагировать на то или иное происшествие в жизни, многим подросткам не хватает знаний и умений. Обучение детей критическим навыкам, обязательным для полноценной и успешной интеграции в общество, практически отсутствует на базе среднего общего образования. В школе не уделяется должного внимания на развитие таких навыков, как межличностная коммуникация, разумное распределение финансов, общая гражданская сознательность, умение принимать изменения в своем организме и быть в согласии с самим собой и своим телом и заботиться о себе с помощью здорового образа жизни.

В моменты сомнений, и столкнувшись с неизвестным, подросток растерян и не знает, где искать помощи, если в школе атмосфера накалена, и нет доверия к учителям, а дома его не понимают.

С помощью образовательного проекта «Поколение Z» подростки смогли не только найти «убежище» и поделиться своими чувствами и переживаниями со сверстниками, но также получить всю необходимую информацию от компетентных людей посредством образовательных лекций и семинаров, мастер-классов, тренингов, практикумов и создания на базе нашей библиотеки образовательных дискуссионно-познавательных групп.

В проект был вовлечён широкий круг специалистов, в чьих компетенциях – вопросы и темы, означенные в проекте. Вся работа в рамках проекта способствовала развитию сотрудничества, сотворчества и желанию оказывать практическую помощь подросткам города.

Несмотря на то, что проект завершился, все перечисленные партнёры проекта продолжили свою работу с Центральной городской детской библиотекой им. М.М. Пришвина.

Опыт такой работы с подростками будет распространяться психологами общеобразовательных организаций всего региона, детского телефона доверия Кризисного Центра помощи женщинам и детям, Центром ППМСП, Центром «СемьЯ», психологами территориальных отделений и муниципальных консультационных пунктов.

Количественные и качественные результаты проекта

· 25 дней занятий;

· Более 620 индивидуальных консультаций психологов;

· Более 450 подростков стали участниками проекта. Участников могло бы быть больше, но в Липецком регионе действовал запрет на массовые мероприятия до 30 июня;

· Более 1000 подростков посетило библиотеку, играя в различные настольные игры и общаясь между собой;

В результате работы по проекту была создана специальная интерактивная комната с играми и интерактивной панелью для проведения образовательных дискуссионно-познавательных мероприятий и комфортного общения молодёжи. В этой комнате ребята общаются, играют в настольные игры, обсуждают интересующие их темы.

Профессиональные психологи, педагоги, коучи по ЗОЖ, моде и красоте проводили теоретические и практические занятия и консультации. Для каждого участника проекта, желающего принять участие в групповом занятии, или пришедшего получить индивидуальную консультацию был разработан свой индивидуальный план общения и обучения.

В ходе реализации проекта был разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование навыков критического мышления, чёткой гражданской позиции, высокого уровня ответственности за принятые решения, и способный создавать благоприятные условия не только для успешного саморазвития, но и для эффективного развития окружающей среды.

Стоимость реализации проекта
279 000 ₽
Источники финансирования
Гранты

Грантовый конкурс «Новая роль библиотек в образовании»

Грантодатель: Благотворительный фонд Михаила Прохорова

Сумма гранта: 279 000 ₽

Год: 2020г.

Дополнительные материалы по проекту
Похожие проекты

Волонтёрский проект «Сказка о человечности»

ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой»

Мурманская область

В стадии реализации
28.11.2022

Волонтёрский проект «Сказка о человечности»

Театральные постановки на остросоциальные темы

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 1
visibility 268
подробнее

Эмоциональная карта Коломны

МБУ «Коломенская городская Централизованная библиотечная система»

Московская область

Реализован
03.11.2022

Эмоциональная карта Коломны

Интерактивный краеведческий ресурс, основанный на впечатлениях жителей и гостей г. Коломны

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 4
visibility 730
подробнее

Волонтёрский проект «Библионяня»

ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой»

Мурманская область

В стадии реализации
29.11.2022

Волонтёрский проект «Библионяня»

Семейный клуб выходного дня

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 548
подробнее

Интерактивный образовательный проект «Школа журналистики „ЭкоМедиа“»

ГБУК «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина»

Воронежская область

В стадии реализации
14.02.2023

Интерактивный образовательный проект «Школа журналистики „ЭкоМедиа“»

Обучение молодёжи созданию экологического медиаконтента для социальных сетей

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 279
подробнее

«Итак, простые люди»

МБУК «Сургутская районная централизованная библиотечная система»

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

В стадии реализации
02.02.2023

«Итак, простые люди»

Документальный фильм и подкаст о героях среди нас

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 495
подробнее

Литературная карта «Дорогами Рубцова»

БУК ВО «Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина»

Вологодская область

В стадии реализации
03.11.2022

Литературная карта «Дорогами Рубцова»

Цифровой путеводитель по местам, связанным с русским поэтом Николаем Рубцовым

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 608
подробнее

Книжное погружение

Центральная городская детская библиотека имени В.И. Ленина МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС

Ростовская область

Реализован
07.09.2023

Книжное погружение

Развитие ораторского мастерства и компетенций грамотного читателя у школьников

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 3
visibility 3375
подробнее

Первый городской «Медиа-Хакатон»

МБУ «Централизованная библиотечная система г. Югорска»

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Реализован
29.11.2022

Первый городской «Медиа-Хакатон»

Молодёжные соревнования по разработке медиапродукта

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 337
подробнее

Акселератор научных исследований и социогуманитарных проектов

ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина»

Тамбовская область

Пока не реализован
07.11.2022

Акселератор научных исследований и социогуманитарных проектов

Проектно-образовательные интенсивы для учащихся школ, студентов и молодых ученых

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 1
visibility 303
подробнее

Культурная программа «Открываем Россию: маршрутами русской литературы»

ГБУК Ставропольского края «Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю.Лермонтова»

Ставропольский край

Реализован
09.11.2022

Культурная программа «Открываем Россию: маршрутами русской литературы»

Интерактивные занятия по русской литературе для иностранных студентов

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 539
подробнее

Это успех!

Операция выполнена успешно!

Произошла ошибка!