«Generation Z» (Поколение Z)
Социально-психологическая адаптация подростков
Центральная городская детская библиотека им. М.М. Пришвина МУ «Централизованная библиотечная система города Липецка;В 2020 году на средства гранта конкурса «Новая роль библиотек в образовании» Благотворительного фонда Михаила Прохорова Центральная городская детская библиотека им. М.М. Пришвина запустила образовательный проект «Generation Z», направленный на создание консультативного центра психологической поддержки подростков.
В рамках проекта профессиональные психологи, врачи, специалисты банков, юристы, дефектологи, коучи по личностному росту, питанию, саморазвитию, здоровому образу жизни, визажу, мейкапу проводили с молодыми людьми лекции, семинары, мастер-классы, тренинги и не только. За основу были взяты наиболее волнующие подростков темы, которые не всегда затрагиваются в школе или дома. Это проблемы первой любви, буллинга и кибербуллинга, психоэмоционального давления со стороны семьи и учителей, финансовой независимости, поиска своего места в жизни и пр.
Проект делал ставку на развитие у подростков навыков межличностной коммуникации, самоуправления, эмоциональной устойчивости, здорового образа жизни, гражданского самосознания, финансовой грамотности, гармоничных отношений с окружающими, сверстниками, родителями и в целом – на обеспечение полноценной и успешной интеграции подростков в общество.
Способствовать приобретению подростками важных междисциплинарных навыков (экономика и финансы, психология, физиология, право и др.), а также содействовать развитию у них критического мышления в социально-бытовых ситуациях и развитию способов/стратегий защиты и позитивных моделей поведения при неблагоприятном психоэмоциональном воздействии в социальной среде.
Два раза в месяц библиотекари ЦГДБ им. М.М. Пришвина, профессиональные психологи проводили собрания дискуссионно-познавательных групп в различных форматах (образовательные лекции, семинары, мастер-классы и т.д.) с участием подростков из различных социальных слоев. Подростки были поделены на группы по гендерному признаку. Это позволило создать комфортную атмосферу, располагающую к общению и обсуждению наиболее важных вопросов в кругу сверстников и На занятиях использовались конкретные примеры, кейс-стади, интерактивные тесты и викторины.
Проект был направлен на приобретение навыков, способствующих умению определять своё место в жизни, раскрытию своего потенциала, выбору места дальнейшего обучения (профориентация), использованию своих эмоций для достижения положительных результатов, самоконтролю и адекватному реагированию в стрессовых ситуациях, умению управлять собой, снижению неконтролируемых вспышки агрессии, гнева и т.д., ответственно подходить к принятию важных решений, развитию привычек, благоприятно влияющих на физическое и психическое здоровье: правильное питание, регулярные занятия спортом и взаимосвязь ЗОЖ с когнитивными способностями, – формированию гражданской позиции, содействию в развитии своей окружающей среды (класс, школа, дом, район, город и т.д).
В результате работы по проекту была создана специальная интерактивная комната для проведения образовательных дискуссионно-познавательных групп и комфортного общения молодёжи.
В рамках реализации проекта «Поколение Z» велось плотное сотрудничество с областной детской газетой «Золотой ключик», с Липецкой региональной общественной организацией «Коллегия психологов», с центром «СемьЯ», фитнес-клубом «ДРАЙВ», Центробанком, магазином «Знаем, играем».
Профессиональные психологи Липецкой региональной общественной организацией «Коллегии психологов», специалисты Центра «СемьЯ» проводили индивидуальные консультации и групповые занятия, мастер-классы и тренинги. Сотрудники областной детской газеты «Золотой ключик» проводили практикумы по публичным выступлениям, ораторскому мастерству, записям подкастов, выступлениям с речью, использованию пространства, образам в СМИ и др.
В рамках проекта «Поколение Z» принимали участие консультанты детского телефона доверия Кризисного Центра помощи женщинам и детям, Центра ППМСП. Профессиональные психологи, врачи, специалисты банка, юристы, дефектологи, коучи по личностному росту, по питанию, саморазвитию, по здоровому образу жизни, визажу, мейкапу провели практические занятия, мастер-классы, лекции и тренинги. А библиотекари представили соответствующую литературу по данным направлениям.
Несмотря на то, что проект календарно завершился, все перечисленные партнёры проекта продолжили свою сотрудничество с Центральной городской детской библиотекой им. М.М.Пришвина. Так, в летний период дети, играя в настольные игры, параллельно в неформальной обстановке играли в настольные игры и получали консультации.
Опыт такой работы с подростками будет распространяться психологами общеобразовательных организаций всего региона, детского телефона доверия Кризисного Центра помощи женщинам и детям, Центром ППМСП, Центром «СемьЯ», психологами территориальных отделений и муниципальных консультационных пунктов.
Вся работа в рамках проекта строилась с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников определённой возрастной категории; основывалась на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривала решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой школьного образования; предполагала построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Многие важные события в жизни человека происходят во время обучения в средней и старшей школе: первая любовь, осознание финансовой зависимости от родителей и поиск дополнительных источников дохода на личные нужды, борьба с неблагоприятной атмосферой в классе – буллинг и кибербуллинг, психоэмоциональное давление со стороны родителей и учителей во время экзаменов, поиск своего места в жизни и т.д.
Для того, чтобы, адекватно реагировать на то или иное происшествие в жизни, многим подросткам не хватает знаний и умений. Обучение детей критическим навыкам, обязательным для полноценной и успешной интеграции в общество, практически отсутствует на базе среднего общего образования. В школе не уделяется должного внимания на развитие таких навыков, как межличностная коммуникация, разумное распределение финансов, общая гражданская сознательность, умение принимать изменения в своем организме и быть в согласии с самим собой и своим телом и заботиться о себе с помощью здорового образа жизни.
В моменты сомнений, и столкнувшись с неизвестным, подросток растерян и не знает, где искать помощи, если в школе атмосфера накалена, и нет доверия к учителям, а дома его не понимают.
С помощью образовательного проекта «Поколение Z» подростки смогли не только найти «убежище» и поделиться своими чувствами и переживаниями со сверстниками, но также получить всю необходимую информацию от компетентных людей посредством образовательных лекций и семинаров, мастер-классов, тренингов, практикумов и создания на базе нашей библиотеки образовательных дискуссионно-познавательных групп.
В проект был вовлечён широкий круг специалистов, в чьих компетенциях – вопросы и темы, означенные в проекте. Вся работа в рамках проекта способствовала развитию сотрудничества, сотворчества и желанию оказывать практическую помощь подросткам города.
Несмотря на то, что проект завершился, все перечисленные партнёры проекта продолжили свою работу с Центральной городской детской библиотекой им. М.М. Пришвина.
Опыт такой работы с подростками будет распространяться психологами общеобразовательных организаций всего региона, детского телефона доверия Кризисного Центра помощи женщинам и детям, Центром ППМСП, Центром «СемьЯ», психологами территориальных отделений и муниципальных консультационных пунктов.
· 25 дней занятий;
· Более 620 индивидуальных консультаций психологов;
· Более 450 подростков стали участниками проекта. Участников могло бы быть больше, но в Липецком регионе действовал запрет на массовые мероприятия до 30 июня;
· Более 1000 подростков посетило библиотеку, играя в различные настольные игры и общаясь между собой;
В результате работы по проекту была создана специальная интерактивная комната с играми и интерактивной панелью для проведения образовательных дискуссионно-познавательных мероприятий и комфортного общения молодёжи. В этой комнате ребята общаются, играют в настольные игры, обсуждают интересующие их темы.
Профессиональные психологи, педагоги, коучи по ЗОЖ, моде и красоте проводили теоретические и практические занятия и консультации. Для каждого участника проекта, желающего принять участие в групповом занятии, или пришедшего получить индивидуальную консультацию был разработан свой индивидуальный план общения и обучения.
В ходе реализации проекта был разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование навыков критического мышления, чёткой гражданской позиции, высокого уровня ответственности за принятые решения, и способный создавать благоприятные условия не только для успешного саморазвития, но и для эффективного развития окружающей среды.
Грантовый конкурс «Новая роль библиотек в образовании»
Грантодатель: Благотворительный фонд Михаила Прохорова
Сумма гранта: 279 000 ₽
Год: 2020г.
ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»
Сахалинская область
Корпоративные интервью с сотрудниками, читателями и волонтёрами (к 75-летию учреждения)
ГКУК ВО "Волгоградская областная библиотека для молодёжи"
Волгоградская область
Формирование сообщества, направленного на позитивную социализацию и творческий рост подростков
ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»
Сахалинская область
Общественное пространство для развития цифровых компетенций
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Поддержка и продвижение арт-кураторства
ГБУК Ставропольского края «Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю.Лермонтова»
Ставропольский край
Интерактивные занятия по русской литературе для иностранных студентов
МБУ «Централизованная библиотечная система города Югорска»
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Создание и популяризация коллекции одежды литературных героев сказок
МБУК «Ставропольская централизованная библиотечная система»
Ставропольский край
Краеведческий ресурс в формате интерактивной карты
Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И. С. Никитина» (ГБУК ВО «ВОУНБ имени И.С.Никитина»)
Воронежская область
Межведомственный социальный проект для людей старшего возраста
Библиотека №9 МУК "ЦБС г. Саратова"
Саратовская область
Тренинг для молодых поэтов города Саратова
ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина»
Тамбовская область
Проектно-образовательные интенсивы для учащихся школ, студентов и молодых ученых
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!