«Игры нашего двора»
Продвижение забытых дворовых игр в сферу досуга младших школьников и подростков
Государственной казенное учреждение культуры "Челябинская областная универсальная научная библиотека"Проект «Игры нашего двора» направлен на продвижение среди детей (7-10 лет) и подростков (11-14 лет) забытых подвижных дворовых игр ХХ века. Реализация проекта велась на игровой площадке Литературного сквера, прилегающего к зданию Челябинской областной универсальной научной библиотеки, и на территории 10 дворов Центрального района г. Челябинска. В ходе реализации проекта была разработана программа по обучению волонтёров методике дворовых игр, приобретён спортивный и иной инвентарь. В зоне игровой площадки Литературного сквера размещены информационный стенд для скакалок и щит для игры в стритбол.
Для проведения мастер-классов и практических занятий в сквере и дворовых площадках Центрального района г. Челябинска были привлечены специалисты, которые провели обучающие мастер-классы для 20 волонтёров. Силами обученных волонтёров в 10 дворах Центрального района г. Челябинска проведены мастер-классы для детей по подвижным коллективным дворовым играм. С целью продвижения проекта издан информационный буклет о наиболее популярных дворовых играх ХХ века с объяснениями правил. Для продвижения дворовых подвижных игр среди более широкой аудитории в социальной сети YouTube создан канал «Игры нашего двора: видео уроки». В завершении проекта на игровой площадке Литературного сквера прошёл фестиваль для дворовых команд Центрального района г. Челябинска «Игры нашего двора».
Реализовать цикл обучающих мероприятий для волонтёров с целью продвижения среди детей и подростков Центрального района г. Челябинска культуры дворовых подвижных игр.
1 этап. 01.02.2022 – 15.03.2022. Организационно-подготовительный этап. Разработка программы обучения волонтёров, фирменного стиля проекта. Рекламная кампания по продвижению проекта среди целевых групп.
2 этап. 15.03.2022 – 30.04.2022. Организация 4-х мастер-классов с привлечением специалистов (игра в лапту, «Резиночка», стрит-бол, прыжки на скакалке) и 10 практических занятий по обучению волонтёров правилам и технологии проведения дворовых игр.
3 этап. 04.04.2022 – 02.05.2022. Техническое оснащение проекта. Установка стенда для скакалок, баскетбольной стойки, приобретение спортивного инвентаря, подготовка и издание буклета «Игры нашего двора» (тираж 500 экз.)
4 этап. 03.05.2022 – 10.06.2022. Организация видеосъёмки мастер-классов, обработка видео, монтаж и размещение видеоконтента на канале YouTube ЧОУНБ (20 видеороликов).
5 этап. 03.05.2022 – 15.08.2022. Проведение игр на площадке Литературного сквера и дворовых площадках Центрального района Челябинска силами волонтёров, организация обучения детей правилам подвижных дворовых игр. Организация не менее 10 мастер-классов для детей, проведение игр с охватом целевой аудитории в 200 человек.
6 этап. 20.08.2022. Организация Фестиваля дворовых игр Центрального района с участием 10 команд.
В детских сообществах дворовые народные подвижные игры традиционно выступали настоящей школой общения, коллективизма, взаимопомощи. В них дети получали опыт проявления инициативы и навыки самоорганизации, совершенствовали свои двигательные навыки: быстроту, ловкость, силу, выносливость.
По данным многочисленных исследований, у современных детей, начиная с дошкольного возраста и вплоть до подросткового, резко сократилось время и пространство для проявления естественной игровой субкультуры, произошло обеднение её содержания.
Ещё до наступления школьного возраста практически все дети (по данным исследователей, порядка 98%: https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/12/klopotova_DV-01-17.pdf) в той или иной степени пользуются компьютером, планшетом, телефоном и др. Гаджеты, с одной стороны, открывают детям новые возможности для развития и получения информации, но при этом вытесняют содержание детской жизни, которое существовало ранее. В первую очередь, игру и общение со сверстниками. Усиливаются тенденции индивидуализации игры. Длительное взаимодействие с гаджетами также приводит к снижению двигательной активности детей, влияет на здоровье и работоспособность растущего организма.
Результаты опроса (181 респондент), проведённого среди участников проекта ЧОУНБ «Семейный клуб» (https://docs.google.com/forms/d/1hBc8ka7qHXUNH8iO18p3WnABgTTov7VQluwUyXF5-os/viewanalytics), свидетельствуют о том, что 76,2% детей в семьях регулярно играют в компьютерные игры, тратя на это в среднем около 60 минут в день. При этом активный отдых и игры выбирают лишь 38,7% опрошенных. На вопрос «Играют ли ваши дети в подвижные уличные игры (не спортивные)?» лишь 70,2% опрошенных ответили положительно. Всего в 15,5% семей дети играют во дворе со сверстниками ежедневно.
Для участия в мероприятиях проекта было привлечено 20 волонтёров. По программе обучения волонтеров реализованы 4 мастер-класса с партнёрами проекта (компания «Челябинская скакалка», Федерация лапты Челябинской области, Баскетбольный клуб «ЧелБаскет», а также 10 практических занятий и мастер-классов по методике подвижных игр. Волонтёрами освоены игры со спортивным инвентарем (мячи, канаты, скакалки, биты, резиночки) и игры, не требующие реквизита, в числе которых русские народные игры (Ручеёк, Горелки). Знания (правила, ход игры) и практические навыки, полученные волонтёрами, ретранслировались на целевую аудиторию в процессе проведения игр, использовались в качестве форм активного досуга детей. На итоговом занятии 25.05.22 волонтёрам были вручены Сертификаты.
В группе проекта «Вконтакте», а также на канале видеохостинга RUTUBE были размещены 24 видеоролика с мастер-классами и уроками по дворовым играм. Подготовку мастер-классов, съёмку, обработку и монтаж видео осуществили волонтёры и партнёры проекта. Информационный материал видеороликов даёт доступное представление об играх (правила, ход игр, используемый инвентарь), а также содержит показательные игры с участием волонтёров.
В рамках проекта проведены 13 мероприятий для 360 детей, а также итоговый Фестиваль дворовых игр (50 детей). Опыт проведения подвижных игр с детьми целевой группы (7-10 лет и 11-14 лет) показал, что они воспринимают ранее не знакомые им игры очень позитивно. Каждая из этих игр способствует развитию и совершенствованию у детей важных двигательных и коммуникативных навыков: самостоятельности, активности, инициативы, быстроты реакции, пространственного ориентирования, работы в команде. Большую заинтересованность в возрождении дворовых игр в сфере досуга современных детей выразили педагоги, воспитатели дошкольных учреждений и родители, участвовавшие в мастер-классах проекта.
Продвижению мероприятий проекта во многом способствовала группа проекта «Игры нашего двора» в социальной сети «ВКонтакте». Статистика группы: 259 участников, охваты за месяц в среднем 2158 пользователей, 670 просмотров в среднем в месяц, публикации за всё время проекта (8 месяцев с февраля по сентябрь) – 87, фотоальбомов – 21, видеоматериалов – 29.
На игровой площадке Литературного сквера был установлен информационный стенд для скакалок и стойка для игры в стрит-бол, которые использовались в процессе проведения игр с детьми.
К участию в различных мероприятиях проекта были привлечены 410 детей, для которых были организованы 13 мастер-классов, практических занятий и Фестиваль дворовых игр. События проекта активно освещались в СМИ – всего 150 сообщений.
Реализация проекта продемонстрировала преимущества систематического использования дворовых игр в сфере досуга детей, их вовлечения в забытую игровую культуру и формирования у них устойчивого интереса. Дети в свою очередь начали распространять полученные знания и информацию среди своих сверстников, друзей, демонстрируя новые формы активного досуга на свежем воздухе.
Проект, ориентированный на детскую целевую аудиторию, способствовал привлечению к сотрудничеству педагогов, методистов, воспитателей школ и детских садов. Установились партнёрские отношения с новыми образовательными учреждениями Центрального района.
Проектный опыт в дальнейшем используется в библиотечной практике во время проведения массовых мероприятий с читателями, в работе с летними школьными лагерями, в работе Семейного клуба и Летнего читального зала.
Конкурс на предоставление грантов Губернатора Челябинской области физическим лицам, участвующим в развитии институтов гражданского общества, на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в 2021г.
Грантодатель: Фонд «Центр поддержки гражданских инициатив и развития некоммерческого сектора экономики Челябинской области»
Направление грантовой программы: Поддержка проектов в области культуры и искусства
Сумма гранта: 221 891 ₽
Год: 2021г.
ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»
Сахалинская область
Корпоративные интервью с сотрудниками, читателями и волонтёрами (к 75-летию учреждения)
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Профилактика ВИЧ-инфекции среди молодёжи при поддержке волонтёров
ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой»
Мурманская область
Семейный клуб выходного дня
СПб ГБУ "Централизованная библиотечная система Петроградского района"
г. Санкт-Петербург
Адаптация детей трудовых мигрантов г. Санкт-Петербурга
ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой»
Мурманская область
Акция в поддержку ответственного обращения с животными
МБУК «Сургутская районная централизованная библиотечная система»
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Документальный фильм и подкаст о героях среди нас
«Библиотека семейного чтения» – Филиал №8 Березовского МБУК «Централизованная библиотечная система»
Свердловская область
Профориентация и вовлечение молодежи с ОВЗ и здоровых подростков в волонтёрскую деятельность
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА" КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Омская область
Формирование интереса к культурному наследию поэта Тимофея Белозерова и популяризация его творчества среди детей и подростков Калачинска и Калачинского района
БУК ВО «Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина»
Вологодская область
Волонтёрское объединение читателей
ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой»
Мурманская область
Создание и организация аудиоэкскурсий при поддержке волонтеров культуры
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!