03.11.2022
favorite favorite_outline 1
visibility 880
bookmark bookmark_outline
В стадии реализации

Интеллектуально-творческая лаборатория «Хакспейс»

Общественное пространство для развития цифровых компетенций

ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»
Регион:
Сахалинская область
Уровень:
Локальный (внутри одной организации)
Формат:
Гибридный
Целевая аудитория:
Молодёжь
Сроки реализации:
01.09.2020 - 31.10.2024
Интеллектуально-творческая лаборатория «Хакспейс»
03.11.2022
favorite favorite_outline 1
visibility 880
bookmark bookmark_outline
Автор
Кавалерчик Татьяна Борисовна, Главный библиотекарь отдела комплексного библиотечного обслуживания, руководитель Центра информационной и цифровой культуры, ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»
Библиотеки-участники проекта
ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»
Краткое описание проекта

Интеллектуально-творческая лаборатория «Хакспейс» — общественное пространство, которое служит площадкой для развития цифровых компетенций молодых сахалинцев. Посещая IT-лабораторию, они развивают метапредметные и междисциплинарные навыки, получают инструменты для создания информационных продуктов, объединяют интеллектуально-творческие усилия для достижения общей цели. Проект носит просветительский, научно-исследовательский и творческий характер, т.к. решает актуальные задачи, связанные с развитием цифровой культуры молодых жителей Сахалинской области; ориентирован на формирование у целевой аудитории знаний и навыков по работе с информацией, а также на создание информационно-творческих материалов при помощи информационных технологий.

Вид проекта
Образовательный
Просветительский
Цель проекта

Расширение цифровых компетенций у молодёжи Сахалинской области.

Задачи проекта
1. Стимулировать потребность в развитии своих цифровых умений и навыков;
2. Создать условия формирования навыков критического мышления у молодёжи;
3. Содействовать интересу к техническому творчеству через предоставление возможностей для творческого самовыражения.
Механизм и этапы реализации проекта

Механизм реализации проекта:

  1. Обеспечивается техническое оснащение образовательной площадки;
  2. Проводятся просветительские мероприятия, направленные на расширение цифровых компетенций молодых жителей Сахалинской области;
  3. Осуществляется популяризация мероприятий и контента интеллектуально-творческой лаборатории в социальных сетях, на видеохостингах.


Для реализации проекта разработаны две программы. Одна ориентирована на пользователей, обладающих базовым уровнем знаний в области цифровых технологий, а другая – на продвинутых пользователей.


Программа базового уровня включает 9 модулей, направленных на формирование у разных категорий граждан цифровых компетенций, связанных с изучением истории информационных технологий, этикой и информационной безопасностью в киберпространстве, поиском достоверных источников информации в Интернете, освоением сетевых сервисов, компьютерных программ, основ программирования на языке Python. Программа базового уровня затронет вопросы осмысления роли цифровых технологий в жизни современного общества, поиска новых путей для развития и самовыражения личности в условиях формирования новой социально-технологической реальности.


Программа уровня повышенной сложности состоит из 6 модулей, в ходе освоения которых участники проекта научатся создавать мобильное библиотечное приложение и эффективно настраивать операционную систему из командной строки, изучат криптографию, механизмы организации сетевых технологий, основы web-разработки и программирования на языке Kotlin.


Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (сентябрь 2020 г. — октябрь 2021 г.):

  1. Организация и техническое обеспечение рабочей зоны;
  2. Проведение локальных исследований с целью оценки уровня цифровой компетентности целевой группы;
  3. Подготовка дидактического инструментария образовательных мероприятий;
  4. Разработка образовательных программ IT-лаборатории.


Основной этап (ноябрь 2021 г. — декабрь 2023 г.):

  1. Подготовка и проведение образовательных мероприятий с привлечением творческих объединений и людей, заинтересованных в изучении информационных технологий.


Заключительный этап (январь — октябрь 2024 года):

  1. Анализ эффективности интеллектуально-творческой лаборатории;
  2. Разработка и распространение научно-методических материалов культурно-образовательных программ «Хакспейс» среди библиотек Сахалинской области;
  3. Подготовка статей для научных и профессиональных изданий и докладов для выступления на научно-практических конференциях межрегионального и всероссийского уровней.
Социальная значимость, уникальность и особенности проекта

Актуальность проекта подтверждают результаты исследований, которые говорят о низком уровне компьютерной грамотности, что в свою очередь сказывается на процессе цифровизации различных сфер жизни. Мониторинг дополнительных образовательных услуг показал, что на территории Сахалинской области действуют около 12 образовательных организаций, реализующих программы обучения, связанные с цифровыми компетенциями. Более того, программы имеют возрастные ограничения, реализуются на платной основе.


Значимость проекта в том, что на территории островного региона действует интеллектуально-творческая площадка, где молодым гражданам предоставляют образовательные услуги в сфере цифровых технологий бесплатно.

Количественные и качественные результаты проекта

Ожидаемые количественные результаты:

  • Расширение цифровых компетенций у 2000 молодых людей Сахалинской области;
  • Увеличение посещений мероприятий Центра на 50%;
  • Обеспечение рабочей зоны СахОУНБ техническим оборудованием (до девяти единиц техники);
  • Реализация двух программ гуманитарно-технической направленности;
  • Обеспечение муниципальных библиотек региона методическими материалами в области проектирования и реализации программ по формированию цифровых компетенций.


Ожидаемые качественные результаты:

  • Формирование образа библиотеки как инновационной площадки в области цифровых компетенций;
  • Создание доступной среды для разных категорий пользователей;
  • Повышение мотивации к изучению информационных технологий у учащихся общеобразовательных и высших учебных заведений Сахалинской области;
  • Повышение интереса к изучению программирования;
  • Использование педагогами средних, средних специальных и высших учебных заведений разработанных в рамках проекта учебно-методических материалов (для проведения уроков, внеурочных мероприятий, лекций, семинаров).
Стоимость реализации проекта
Без дополнительного финансирования
Похожие проекты

Арт-проект «Лестница»

ОСП «Тульская областная детская библиотека» ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс»

Тульская область

В стадии реализации
27.04.2023

Арт-проект «Лестница»

Организация выставок региональных художников, фотографов, мастеров прикладного искусства в пространстве библиотеки.

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 1
visibility 511
подробнее

Исследовательский проект «Твой край»

ГБУК «Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина»

Иркутская область

В стадии реализации
17.07.2023

Исследовательский проект «Твой край»

Изучение и создание молодёжного краеведческого контента

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 1
visibility 1175
подробнее

Цикл визуальных новелл

МУК "Тульская библиотечная система" Центральная городская библиотека им. Л.Н. Толстого

Тульская область

В стадии реализации
13.06.2023

Цикл визуальных новелл

Создание компьютерных игр в формате визуальной новеллы по мотивам литературных произведений

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 2446
подробнее

«Generation Z» (Поколение Z)

Центральная городская детская библиотека им. М.М. Пришвина МУ «Централизованная библиотечная система города Липецка;

Липецкая область

Реализован
02.12.2022

«Generation Z» (Поколение Z)

Социально-психологическая адаптация подростков

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 1
visibility 586
подробнее

Студия анимации «Оживи картинку»

ОСП «Тульская областная детская библиотека» ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс»

Тульская область

В стадии реализации
09.11.2022

Студия анимации «Оживи картинку»

Обучение детей созданию мультфильмов на основе книг

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 3
visibility 1112
подробнее

Литературный подиум

МБУ «Централизованная библиотечная система г. Югорска»

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

В стадии реализации
03.11.2022

Литературный подиум

Создание и популяризация коллекции одежды литературных героев сказок

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 1308
подробнее

Литературный стендап «Говорящий Дронт»

ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека им. В.П. Махаевой»

Мурманская область

В стадии реализации
08.11.2022

Литературный стендап «Говорящий Дронт»

Развитие творческого подхода к чтению

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 4
visibility 1188
подробнее

Социокультурный краеведческий проект «Добрые песни о родной земле»

МБУК «Заларинская централизованная библиотечная система»

Иркутская область

В стадии реализации
18.01.2023

Социокультурный краеведческий проект «Добрые песни о родной земле»

Сохранение и продвижение песенного наследия

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 643
подробнее

Библиотека как молодёжное пространство

МБУК "Крапивинская централизованная библиотечная система"

Кемеровская область — Кузбасс

Пока не реализован
22.02.2024

Библиотека как молодёжное пространство

Создание библиотечной зоны для культурного и интеллектуального досуга молодёжи

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 2
visibility 1318
подробнее

Первый городской «Медиа-Хакатон»

МБУ «Централизованная библиотечная система г. Югорска»

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Реализован
29.11.2022

Первый городской «Медиа-Хакатон»

Молодёжные соревнования по разработке медиапродукта

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 648
подробнее

Это успех!

Операция выполнена успешно!

Произошла ошибка!