Этно-проект «Я – ительмен, и я исчезаю!»
Сохранение и популяризация культуры и традиций коренных народов Камчатского края, в частности, ительменов
Библиотека "На Морской" СПБ ГБУК ЦБС Василеостровского района (г. Санкт-Петербург)Проект обращает внимание к исчезновению коренных малочисленных народов Камчатского края, в частности – ительменов, популяризирует разнообразие национальностей в Российской Федерации, а также просвещает школьников, привлекая их внимание к бережному, толерантному отношению к друг другу.
Этно-проект «Я – ительмен, и я исчезаю!» состоит из двух частей:
1) Проведение конкурса рисунков «Дети ворона или Камчатские индейцы».
За основу взяты три сказки коренных малочисленных народов Камчатского края. Итогом конкурса станет выставка лучших работ на 3–4 площадках города. Также планируется издание мини-журнала, включающего в себя сказки с лучшими иллюстрациями конкурса.
2) Создание мультфильма с песочной анимацией по мотивам фольклора народов Камчатского края.
Для реализации проекта сформирована команда: руководитель, автор проекта – Слободчикова Ольга, наставник – Бородина Антонина, организация и проведение конкурса рисунков – Крицкая Екатерина, оформление выставки и дизайн журнала – Савин Никита, фото-/видео контент основных мероприятий проекта – Киселева Мария.
Библиотека выступает партнёром, предоставляя площадку и аудиторию, оказывая информационную и методическую поддержку.
Привлечь внимание к проблеме исчезновения коренных малочисленных народов Камчатского края, познакомить широкую аудиторию г. Санкт-Петербурга с Камчатским фольклором и обратить внимание молодого поколения к бережному отношению к культуре народов, проживающих на территории России.
1) Наполнение страницы проекта в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/public222982586): знакомство, опрос, причины, идеи, вдохновители, информация о партнёрах, введение постоянных рубрик, увеличение числа аудитории (на систематической основе);
2) Информационная и методическая поддержка от партнёров (непрерывно);
3) Образовательно-интерактивные лекции для организованных групп (учащиеся школ, воспитанники детских садов) как на базе библиотеки партнёра, так и на других площадках (1/2 раза в месяц);
4) Организация, проведение, подведение итогов конкурса рисунков для детей «Дети Ворона или Камчатские индейцы» (март–апрель);
5) Вёрстка журнала со сказками, консультация с лингвистами (сказки двуязычные: русский/ительменский языки), работа с дизайном журнала, печать (май);
6) Создание мультфильма: съёмка песочной анимации, написание музыки к мультфильму, озвучка, монтаж (февраль–май);
7) Презентация проекта (май–июнь);
8) Образовательно-интерактивные лекции для организованных групп (учащиеся школ, воспитанники детских садов) как на базе библиотеки партнёра, так и на других площадках – уже с готовыми продуктами проекта (июнь–сентябрь).
Для автора идеи – Ольги Слободчиковой – социальная значимость проекта глубоко осознана на личном опыте: «Переехав в Санкт-Петербург, я ощутила оторванность от своей Родины не только территориально, но и морально. Я остро ощущала нехватку того, что рядом нет родного информационного поля, которое давало бы доступ к общению, чтению, посещению мероприятий, посвящённых культуре, традициям малочисленных народов Севера. Кроме того я узнала, что не так много людей здесь в моём окружении имеют представление о том, как и какие люди живут в Камчатском крае, а некоторые до сих пор полны стереотипов. Возникло большое желание поделиться своими знаниями, рассказать о разнообразии моего края, не только о флоре и фауне, но также и об уникальности народов, населяющих этот далёкий край, в частности, о моём народе – ительменах. И главное, к чему мне хочется привлечь внимание, это к тому, что нас осталось очень мало в мире (по данным статистики за 2021 год насчитывается около 2500 ительменов), а носителей языка – гораздо меньше. Исчезает целый народ, уникальный своим происхождением и неповторимой культурой, хранящий тайны многих поколений, мифы и легенды, ремесло и уклад жизни. Об этом я хочу рассказать как можно большему количеству людей за счёт своего проекта. Таким образом, мои ровесники, старшее поколение и подрастающее будут знать и делиться этими знаниями с другими».
Перспективы проекта:
Увеличение географии проекта путём привлечения других представителей этноса, проживающих на территории России, создание мультфильмов об этих народах (тема может быть как об истории, так и об эпосе народа). По мере масштабирования проекта возможно привлечение к нему театрального коллектива для постановок на сцене. С готовым спектаклем возможно участие в театральных фестивалях. Также к проекту могут присоединиться художники, представители коренных малочисленных народов России для организации художественной выставки, представленной на нескольких площадках.
Контрольная точка №1 (30.04.2025):
· Начало ведения сообщества во «ВКонтакте» с 09.02.2025 с количеством подписчиков на дату 03.05.2025 – 264 человек;
· Проведение мероприятий: основное – 1 (конкурс рисунков), включающее в себя дополнительно – 10 (интерактивные лекции, телемост);
· Общее количество уникальных участников – 217 человек;
Количество работ (рисунков) – 40 штук;
Вне конкурса рисунков:
· Закуплен песок для мультфильма в формате песочной анимации;
· Заключены договоры об авторском заказе с художником (создатель мультфильма) и композитором (музыка к мультфильму);
· Написана музыка к мультфильму;
· Процесс монтажа мультфильма;
· Закуплены свитшоты для команды проекта;
· Разработан шаблон грамот и благодарственных писем для всех участников конкурса рисунков и их наставников.
Контрольная точка №2 (30.06.2025):
· Вёрстка журнала «Ительменские сказки», работа над дизайном;
· Мероприятие «Земля огнедышащих драконов» для воспитанников ГБДОУ №3 «Капитошки», Выборгского района г. Санкт-Петербург на площадке Библиотеки «Библиоцентр детского чтения»;
· Монтаж и озвучка мультфильма «Легенды Камчатки»;
· Посещение площадки проекта «Зов Земли» на встрече с участницами проекта «Народная краса. Россия – глубокий образ. Продолжение» – Екатериной Кулаковой и Александрой Рытхэу, вернувшимися из экспедиции на Ямал;
· Презентация проекта «Я – ительмен, и я исчезаю!»;
· Награждение участников конкурса рисунков «Дети Ворона или камчатские индейцы», а также вручение благодарственных писем партнёрам, поддержавшим проект;
· Открытие выставки «Хранители древних земель»: Valerius Валериус, Ксения Дерека, Илья Лошаков и Проект «Невидаль», Юлия Шингарёва;
· Участие в мероприятии, посвящённом Дню России, в Центре межнационального и межконфессионального согласия «Зов Земли» МО «Георгиевский»;
· Презентация проекта для свободной аудитории;
· Образовательно-интерактивные лекции для организованных групп (детские летние лагеря).
«Росмолодёжь.Гранты»
Грантодатель: Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодёжь)
Направление грантовой программы: Номинация #береги
Сумма гранта: 82 700 ₽
Год: 2024г.
БУ "Национальная библиотека Чувашской Республики" Минкультуры Чувашии
Чувашская Республика — Чувашия
Сохранение семейных ценностей и традиций через домашнюю библиотеку
ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина»
Тамбовская область
Проектно-образовательные интенсивы для учащихся школ, студентов и молодых ученых
ГБУК «Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина»
Иркутская область
Изучение родословной и создание генеалогического древа
ГБУК «Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова»
Ставропольский край
Организация креативного пространства в библиотеке
КГБУК «Красноярская краевая молодёжная библиотека»
Красноярский край
Исследование Красноярска, упакованное в печатный зин
Центральная районная библиотека им. В.Г. Короленко МКУК «Централизованная библиотечная система» Нижегородского района г. Нижнего Новгорода
Нижегородская область
Изучение историко-культурного наследия Нижнего Новгорода с помощью современных технологий
ГАУК НСО «Новосибирская государственная областная научная библиотека»
Новосибирская область
Встречи с современными детско-подростковыми писателями из разных регионов России
Государственное казенное учреждение культуры "Челябинская областная универсальная научная библиотека"
Челябинская область
Туристическое мобильное приложение для жителей и гостей региона
МБУК "Централизованная библиотечная система", г.Сыктывкар, Центральная городская библиотека
Республика Коми
Летняя школа экскурсоводов
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Создание сайта с онлайн-курсом и различными видами контента локальной истории
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!