Средиземье. Картина мира и карта местности
Создание пространства с функциями читального зала и музейной экспозиции, представляющего основные темы, топосы и мотивы иркутской детской литературы.
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»В рамках проекта предполагается создание пространства с функциями читального зала и музейной экспозиции, представляющего основные темы, топосы и мотивы иркутской детской литературы.
Экспозиция, с одной стороны, станет поводом для большого разговора о формировании локальной идентичности, с другой – местом объединения различных творческих, научных и креативных сообществ города. Это способ совместного создания «эпоса» для региона. Наша гипотеза состоит в том, что сегодняшняя потребность в идентичности любого уровня (Иркутск, Восточная Сибирь, Сибирь) – это потребность в эпосе, в гармоничной картине мира, которая снимала бы иерархию большого и малого, центра и провинции. Это поиск новой интонации, которая не будет использовать слово «зато»: зато в центре континента, зато сибирский характер, зато сибирская столица и любые другие формы оправдывающегося или соревнующегося дискурса с другими регионами или столицами. Это поиск нейтральной и монументальной интонации, свойственной эпосу, способного объединить разные сообщества и поколения.
Литература региона всегда была краеведческой, точнее, создавала образную версию краеведения. Более того, сибирская литература всегда была о Сибири, поэтому она «хронотопична» по своей природе. Иначе говоря, она легко может быть показана в пространственных образах-мифологемах: Байкал, Ангара, остров Ольхон, тайга; Транссибирская магистраль, «тюрьма без решеток», ссылка, первопроходцы, старый и новый город и другое, что подтверждает логичность создания пространственной карты литературных образов. Предлагаемая экспозиция будет рассказывать об Иркутской области художественными образами, созданными литературой ХХ века, которые сильнее и убедительнее научно-популярных знаний. Именно образы станут объектом экспонирования и стимулом к познанию родного края, началом отождествления текста и места.
Апробировать новые формы интерпретации краеведческих знаний посредством столкновения традиционного дискурса с его литературной версией; создать условия для объединения сообществ и поколений через обсуждение и формирование общего «эпоса» как формы локальной идентичности.
Этапы:
1. Исследовательский этап: выявление и картирование основных творческих, научных, исследовательских сообществ, знакомство, опрос, выявление общих интересов и их потребностей; сотрудники получают новые знания в области комьюнити-менеджмента; определение основного корпуса литературных произведений; доработка концепции проекта, постановка технического задания для дизайнеров на разработку фирменного стиля проекта, доработка концепции экспозиции, разработка публичной программы.
2. Проектный этап: утверждение концепции экспозиции, формирование технического задания дизайнеру на доработку художественного проекта экспозиции-читального зала; запуск публичной программы на разных городских площадках; подготовка материалов и разработка форматов для продвижения проекта, запуск программы продвижения проекта. Поиск новых партнёров. Проведение сессий, посвящённых региональной литературе в рамках книжного фестиваля Книгамарт, проводимого на площадке библиотеки.
3. Утверждение художественного проекта, подготовка помещений для экспозиции, разработка чертежей экспозиционного оборудования, разработка интерактивных модулей, поиск подрядчиков для выполнения работ по созданию экспозиции; написание текстов, их проверка; продолжение публичной программы проекта; продвижение проекта в городском пространстве, съёмка роликов о проекте.
4. Монтаж оборудования, интерактивных модулей и элементов, макетирование текстов и подготовка декоративных элементов, монтаж экспозиции-читального зала; проведение акций и событий; активное продвижение проекта в социальных сетях и СМИ.
5. Открытие нового пространства, проведение презентаций и экскурсий для школьных учителей, музейных сотрудников, библиотекарей региона, студентов средних и высших учебных заведений; совместная разработка с активными членами сообществ сопровождающей программы и проведение на площадке проекта обсуждений итогов проекта с научным и музейным сообществом региона; проведение 2-3 мастерских по проектированию экспозиционно-выставочных проектов; проведение экскурсий.
Одной из главных особенностей культурной и не только жизни Иркутска является существенный разрыв поколений, не конфликт, а именно разрыв. Различные творческие объединения, союзы, сообщества существуют в разных пространствах, в разных информационных и коммуникационных каналах, в разной повестке. Творцы позднесоветских культурных форм не знакомы с креативными молодыми авторами. У каждой из этих групп есть своё представление об образе региона, свои знания истории. Мы считаем это важной проблемой, которая в том числе мешает развитию культурной среды в регионе, формированию общей неофициальной локальной повестки.
1. Изменение выставочной политики региональных музеев;
2. Рост посещаемости библиотеки и её мероприятий;
3. Выставочные проекты, в которые библиотека будет приглашена как партнёр;
4. Активное посещение экспозиции и запрос на её обсуждение от музейных сотрудников региона;
5. Повышение интереса СМИ к проекту и его событиям;
6. Новые партнёрские проекты, возникшие во время и после завершения проекта;
7. Поддержка проекта аудиторией, проявляющаяся в положительных отзывах.
Музей 4.0 (5 цикл)
Грантодатель: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Направление грантовой программы: Музей без границ
Сумма гранта: 4 852 150 ₽
Год: 2022г.
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Создание сайта с онлайн-курсом и различными видами контента локальной истории
ГБУК АО «Астраханская библиотека для молодежи им. Б. Шаховского»
Астраханская область
Социальная и культурная адаптация иностранных студентов и мигрантов
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Лекторий о науке и искусстве в гибридном формате
Государственное казенное учреждение культуры "Челябинская областная универсальная научная библиотека"
Челябинская область
Туристическое мобильное приложение для жителей и гостей региона
Библиотека № 86 семейного чтения, ГБУК г. Москвы «Объединение культурных центров Восточного административного округа»
г. Москва
Популяризация исторических и этнографических знаний о коренных малочисленных народах России
Центральная городская библиотека БУК г. Омска «Омские муцниципальные бибилотеки»
Омская область
Создание познавательного пространства для популяризации истории и краеведения
ГБУК Ставропольского края «Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю.Лермонтова»
Ставропольский край
Сохранение и развитие национальных хлебных традиций Ставропольского края
СПБ ГБУ «ЦБС Приморского района СПб»
г. Санкт-Петербург
Сбор и изучение неофициальных топонимов Приморского района г. Санкт-Петербурга
Центральная городская библиотека им. Е.И. Носова МУК «Централизованная библиотечная система» муниципального образования «город Железногорск» Курской области
Курская область
Краеведческий цифровой ресурс для жителей и гостей города Железногорска
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Поддержка и продвижение арт-кураторства
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!