Средиземье. Картина мира и карта местности
Создание пространства с функциями читального зала и музейной экспозиции, представляющего основные темы, топосы и мотивы иркутской детской литературы.
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»В рамках проекта предполагается создание пространства с функциями читального зала и музейной экспозиции, представляющего основные темы, топосы и мотивы иркутской детской литературы.
Экспозиция, с одной стороны, станет поводом для большого разговора о формировании локальной идентичности, с другой – местом объединения различных творческих, научных и креативных сообществ города. Это способ совместного создания «эпоса» для региона. Наша гипотеза состоит в том, что сегодняшняя потребность в идентичности любого уровня (Иркутск, Восточная Сибирь, Сибирь) – это потребность в эпосе, в гармоничной картине мира, которая снимала бы иерархию большого и малого, центра и провинции. Это поиск новой интонации, которая не будет использовать слово «зато»: зато в центре континента, зато сибирский характер, зато сибирская столица и любые другие формы оправдывающегося или соревнующегося дискурса с другими регионами или столицами. Это поиск нейтральной и монументальной интонации, свойственной эпосу, способного объединить разные сообщества и поколения.
Литература региона всегда была краеведческой, точнее, создавала образную версию краеведения. Более того, сибирская литература всегда была о Сибири, поэтому она «хронотопична» по своей природе. Иначе говоря, она легко может быть показана в пространственных образах-мифологемах: Байкал, Ангара, остров Ольхон, тайга; Транссибирская магистраль, «тюрьма без решеток», ссылка, первопроходцы, старый и новый город и другое, что подтверждает логичность создания пространственной карты литературных образов. Предлагаемая экспозиция будет рассказывать об Иркутской области художественными образами, созданными литературой ХХ века, которые сильнее и убедительнее научно-популярных знаний. Именно образы станут объектом экспонирования и стимулом к познанию родного края, началом отождествления текста и места.
Апробировать новые формы интерпретации краеведческих знаний посредством столкновения традиционного дискурса с его литературной версией; создать условия для объединения сообществ и поколений через обсуждение и формирование общего «эпоса» как формы локальной идентичности.
Этапы:
1. Исследовательский этап: выявление и картирование основных творческих, научных, исследовательских сообществ, знакомство, опрос, выявление общих интересов и их потребностей; сотрудники получают новые знания в области комьюнити-менеджмента; определение основного корпуса литературных произведений; доработка концепции проекта, постановка технического задания для дизайнеров на разработку фирменного стиля проекта, доработка концепции экспозиции, разработка публичной программы.
2. Проектный этап: утверждение концепции экспозиции, формирование технического задания дизайнеру на доработку художественного проекта экспозиции-читального зала; запуск публичной программы на разных городских площадках; подготовка материалов и разработка форматов для продвижения проекта, запуск программы продвижения проекта. Поиск новых партнёров. Проведение сессий, посвящённых региональной литературе в рамках книжного фестиваля Книгамарт, проводимого на площадке библиотеки.
3. Утверждение художественного проекта, подготовка помещений для экспозиции, разработка чертежей экспозиционного оборудования, разработка интерактивных модулей, поиск подрядчиков для выполнения работ по созданию экспозиции; написание текстов, их проверка; продолжение публичной программы проекта; продвижение проекта в городском пространстве, съёмка роликов о проекте.
4. Монтаж оборудования, интерактивных модулей и элементов, макетирование текстов и подготовка декоративных элементов, монтаж экспозиции-читального зала; проведение акций и событий; активное продвижение проекта в социальных сетях и СМИ.
5. Открытие нового пространства, проведение презентаций и экскурсий для школьных учителей, музейных сотрудников, библиотекарей региона, студентов средних и высших учебных заведений; совместная разработка с активными членами сообществ сопровождающей программы и проведение на площадке проекта обсуждений итогов проекта с научным и музейным сообществом региона; проведение 2-3 мастерских по проектированию экспозиционно-выставочных проектов; проведение экскурсий.
Одной из главных особенностей культурной и не только жизни Иркутска является существенный разрыв поколений, не конфликт, а именно разрыв. Различные творческие объединения, союзы, сообщества существуют в разных пространствах, в разных информационных и коммуникационных каналах, в разной повестке. Творцы позднесоветских культурных форм не знакомы с креативными молодыми авторами. У каждой из этих групп есть своё представление об образе региона, свои знания истории. Мы считаем это важной проблемой, которая в том числе мешает развитию культурной среды в регионе, формированию общей неофициальной локальной повестки.
1. Изменение выставочной политики региональных музеев;
2. Рост посещаемости библиотеки и её мероприятий;
3. Выставочные проекты, в которые библиотека будет приглашена как партнёр;
4. Активное посещение экспозиции и запрос на её обсуждение от музейных сотрудников региона;
5. Повышение интереса СМИ к проекту и его событиям;
6. Новые партнёрские проекты, возникшие во время и после завершения проекта;
7. Поддержка проекта аудиторией, проявляющаяся в положительных отзывах.
Музей 4.0 (5 цикл)
Грантодатель: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Направление грантовой программы: Музей без границ
Сумма гранта: 4 852 150 ₽
Год: 2022г.
МАУК «Централизованная библиотечная система Каменск-Уральского городского округа»
Свердловская область
Обучение детей созданию мультфильмов
ГБУК «Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина»
Иркутская область
Популяризация фигуры и творчества комсомольского поэта Иосифа Уткина
Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества»
Ивановская область
Книжный подкаст, посвящённый литературе и культуре
ГБУК «Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина»
Иркутская область
Изучение родословной и создание генеалогического древа
Центральная районная библиотека им. В.Г. Короленко МКУК «Централизованная библиотечная система» Нижегородского района г. Нижнего Новгорода
Нижегородская область
Изучение историко-культурного наследия Нижнего Новгорода с помощью современных технологий
ГОБУК «Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека»
Мурманская область
Демонстрация научно-образовательных программ и учебных фильмов
ОСП «Тульская областная детская библиотека» ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс»
Тульская область
Организация выставок региональных художников, фотографов, мастеров прикладного искусства в пространстве библиотеки.
ОСП «Тульская областная детская библиотека» ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс»
Тульская область
Обучение детей созданию мультфильмов на основе книг
Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества»
Ивановская область
Цикл мероприятий интеллектуально-познавательного направления, в которых старшеклассники и студенты могут проявить свои личные умения и командные навыки
ГБУК ВО «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина»
Воронежская область
Создание экспериментариума для проведения занимательных уроков по естественным наукам
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!