Средиземье. Картина мира и карта местности
Создание пространства с функциями читального зала и музейной экспозиции, представляющего основные темы, топосы и мотивы иркутской детской литературы.
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»В рамках проекта предполагается создание пространства с функциями читального зала и музейной экспозиции, представляющего основные темы, топосы и мотивы иркутской детской литературы.
Экспозиция, с одной стороны, станет поводом для большого разговора о формировании локальной идентичности, с другой – местом объединения различных творческих, научных и креативных сообществ города. Это способ совместного создания «эпоса» для региона. Наша гипотеза состоит в том, что сегодняшняя потребность в идентичности любого уровня (Иркутск, Восточная Сибирь, Сибирь) – это потребность в эпосе, в гармоничной картине мира, которая снимала бы иерархию большого и малого, центра и провинции. Это поиск новой интонации, которая не будет использовать слово «зато»: зато в центре континента, зато сибирский характер, зато сибирская столица и любые другие формы оправдывающегося или соревнующегося дискурса с другими регионами или столицами. Это поиск нейтральной и монументальной интонации, свойственной эпосу, способного объединить разные сообщества и поколения.
Литература региона всегда была краеведческой, точнее, создавала образную версию краеведения. Более того, сибирская литература всегда была о Сибири, поэтому она «хронотопична» по своей природе. Иначе говоря, она легко может быть показана в пространственных образах-мифологемах: Байкал, Ангара, остров Ольхон, тайга; Транссибирская магистраль, «тюрьма без решеток», ссылка, первопроходцы, старый и новый город и другое, что подтверждает логичность создания пространственной карты литературных образов. Предлагаемая экспозиция будет рассказывать об Иркутской области художественными образами, созданными литературой ХХ века, которые сильнее и убедительнее научно-популярных знаний. Именно образы станут объектом экспонирования и стимулом к познанию родного края, началом отождествления текста и места.
Апробировать новые формы интерпретации краеведческих знаний посредством столкновения традиционного дискурса с его литературной версией; создать условия для объединения сообществ и поколений через обсуждение и формирование общего «эпоса» как формы локальной идентичности.
Этапы:
1. Исследовательский этап: выявление и картирование основных творческих, научных, исследовательских сообществ, знакомство, опрос, выявление общих интересов и их потребностей; сотрудники получают новые знания в области комьюнити-менеджмента; определение основного корпуса литературных произведений; доработка концепции проекта, постановка технического задания для дизайнеров на разработку фирменного стиля проекта, доработка концепции экспозиции, разработка публичной программы.
2. Проектный этап: утверждение концепции экспозиции, формирование технического задания дизайнеру на доработку художественного проекта экспозиции-читального зала; запуск публичной программы на разных городских площадках; подготовка материалов и разработка форматов для продвижения проекта, запуск программы продвижения проекта. Поиск новых партнёров. Проведение сессий, посвящённых региональной литературе в рамках книжного фестиваля Книгамарт, проводимого на площадке библиотеки.
3. Утверждение художественного проекта, подготовка помещений для экспозиции, разработка чертежей экспозиционного оборудования, разработка интерактивных модулей, поиск подрядчиков для выполнения работ по созданию экспозиции; написание текстов, их проверка; продолжение публичной программы проекта; продвижение проекта в городском пространстве, съёмка роликов о проекте.
4. Монтаж оборудования, интерактивных модулей и элементов, макетирование текстов и подготовка декоративных элементов, монтаж экспозиции-читального зала; проведение акций и событий; активное продвижение проекта в социальных сетях и СМИ.
5. Открытие нового пространства, проведение презентаций и экскурсий для школьных учителей, музейных сотрудников, библиотекарей региона, студентов средних и высших учебных заведений; совместная разработка с активными членами сообществ сопровождающей программы и проведение на площадке проекта обсуждений итогов проекта с научным и музейным сообществом региона; проведение 2-3 мастерских по проектированию экспозиционно-выставочных проектов; проведение экскурсий.
Одной из главных особенностей культурной и не только жизни Иркутска является существенный разрыв поколений, не конфликт, а именно разрыв. Различные творческие объединения, союзы, сообщества существуют в разных пространствах, в разных информационных и коммуникационных каналах, в разной повестке. Творцы позднесоветских культурных форм не знакомы с креативными молодыми авторами. У каждой из этих групп есть своё представление об образе региона, свои знания истории. Мы считаем это важной проблемой, которая в том числе мешает развитию культурной среды в регионе, формированию общей неофициальной локальной повестки.
1. Изменение выставочной политики региональных музеев;
2. Рост посещаемости библиотеки и её мероприятий;
3. Выставочные проекты, в которые библиотека будет приглашена как партнёр;
4. Активное посещение экспозиции и запрос на её обсуждение от музейных сотрудников региона;
5. Повышение интереса СМИ к проекту и его событиям;
6. Новые партнёрские проекты, возникшие во время и после завершения проекта;
7. Поддержка проекта аудиторией, проявляющаяся в положительных отзывах.
Музей 4.0 (5 цикл)
Грантодатель: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Направление грантовой программы: Музей без границ
Сумма гранта: 4 852 150 ₽
Год: 2022г.
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Повышение качества жизни и социальной активности людей старшего возраста
СПб ГБУК «Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского»
г. Санкт-Петербург
Развитие у библиотекарей навыков в сфере креативных индустрий
МБУ «ЦБС» ГО «город Якутск» — Библиотека-филиал №22 «SMART-библиотека им. Н.Д. Неустроева»
Республика Саха (Якутия)
Литературные балы, посвященные русской, якутской и зарубежной классике
МБУК "Крапивинская централизованная библиотечная система"
Кемеровская область — Кузбасс
Создание библиотечной зоны для культурного и интеллектуального досуга молодёжи
ООО "Просвещение-Союз"
г. Москва
Использование образовательных игр в библиотечном пространстве
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центральная районная библиотека муниципального образования Усть-Лабинский район"
Краснодарский край
Библиотечный конкурс для школьников и студентов с использованием инновационных технологий
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Включение библиотек в решение социальных проблем жителей своих территорий, а также в процессы социально-экономического развития территорий
СПб ГБУ "Централизованная библиотечная система Петроградского района"
г. Санкт-Петербург
Адаптация детей трудовых мигрантов г. Санкт-Петербурга
ГБУК «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина»
Воронежская область
Популяризация технологических изобретений и открытий времён Великой Отечественной войны в рамках Десятилетия науки и технологий
БУ «Государственная библиотека Югры»
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!