«Сегодня – студент, завтра – специалист»
Организация производственной практики студентов-библиотекарей на базе библиотеки
Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества»Ивановская областная библиотека для детей и юношества традиционно является платформой для прохождения производственной практики студентов библиотечного отделения Ивановского колледжа культуры. С 2021 года практическая деятельность реализуется в рамках проекта «Сегодня – студент, завтра – специалист», направленного на адаптацию будущих библиотекарей к профессиональной деятельности.
Задача проекта заключается в том, чтобы сделать процесс адаптации к социально-производственным условиям библиотеки понятным, увлекательным и структурированным. Для успешной реализации этого задействуются элементы геймификации (карта-бродилка, дневник будущего библиотекаря), актуальные инструменты информирования (сайт, ВК мессенджер). На практике студенты получают возможность применить знания, полученные в колледже, проявить инициативу и свои личностные качества. Молодые люди знакомятся с основными направлениями работы библиотеки: библиотечно-информационным обслуживанием, организацией фондов и справочно-библиографического аппарата, культурно-досуговой деятельностью, методической и информационной работой, обработкой и комплектованием литературы.
В завершении практики студенты проходят опрос: оставляют свои отзывы об организации практической деятельности, отмечают слабые и сильные стороны совместной работы. Подведение итогов проходит в дружелюбной обстановке с представителем администрации библиотеки, кураторов, наставников. Ребята делятся впечатлениями, рассказывают о приобретенных знаниях и навыках, обмениваются мнениями о наиболее интересных моментах и трудностях, с которыми столкнулись. В процессе обсуждения студенты получают обратную связь от наставников и кураторов, что помогает им лучше осознать свои достижения. Библиотекари, в свою очередь, учатся работать с молодёжью, обучаются новым подходам в работе. Такой обмен способствует созданию поддерживающей среды, где каждый участник чувствует себя важным и ценным.
Организация практики студентов, обеспечивающей успешную адаптацию к социально-производственным условиям библиотеки, и упрочение будущих специалистов в правильности выбора профессионального пути.
· Изучение базы практики, знакомство со специалистами, условиями, нормами и правилами поведения, прохождение инструктажа;
· Выполнение плана задач, направленного на формирование ключевых профессиональных компетенций;
· Подведение итогов, анализ формирования профессионально значимых качеств и навыков у студентов.
Непосредственное знакомство будущих библиотекарей с профессией начинается во время производственной практики. Важно, чтобы оно оставило позитивное впечатление. Когда студенты приходят на практику, они попадают в новую для них среду. От того, как будет организовано взаимодействие, во многом зависит, останется ли в профессии будущий специалист. Применяя элементы геймификации, актуальные инструменты информирования и мотивации, авторы проекта помогают студентам адаптироваться к профессиональной деятельности, овладеть специальными знаниями и навыками, которые потребуются в будущей профессии.
В рамках проекта производственная практика (по профилю специальности и преддипломная) была организована у шести групп студентов (третий и четвертый курсы) Ивановского колледжа культуры.
Благодаря проекту большинство студентов изменили своё мнение о библиотеке в позитивном русле и на вопрос «Рассматриваете ли вы библиотеку в качестве возможного места работы?» ответили: «Скорее, да» или «Да».
С 2022 года в библиотеку трудоустроились 4 выпускника библиотечного отделения Ивановского колледжа культуры.
Проект демонстрирует молодым людям, что работа в библиотеке – это непростой, но увлекательный путь, позволяющий стать востребованными специалистами.
Библиотека №7 МБУК «Централизованная библиотечная система» Соликамского городского округа
Пермский край
Образовательные мероприятия по социальному проектированию для молодёжи
ГБУ «Донецкая республиканская библиотека для молодёжи»
Донецкая Народная Республика
Профориентация от первого лица: публичные встречи и интервью с библиотекарями
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Развитие культурного потенциала Иркутской области и приобщение жителей к общероссийской и мировой книжной культуре посредством проведения книжного фестиваля
СПб ГБУК «Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского»
г. Санкт-Петербург
Развитие у библиотекарей навыков в сфере креативных индустрий
ГБУК «Амурская областная научная библиотека им. Н. Н. Муравьева-Амурского»
Амурская область
Выработка предложений по сопряжению двух культур - библиотек и «Точек кипения»
МБУК «Центральная городская библиотека» г. Нижний Тагил
Свердловская область
Открытые площадки для интеллектуального досуга и творческого развития молодёжи индустриального города
ГОБУК «Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека»
Мурманская область
Изучение искусства кинопроизводства
ГБУК НО «Новосибирская областная молодежная библиотека»
Новосибирская область
Сеть интерактивных площадок, направленных на финансовое, правовое, психологическое просвещение и профориентацию молодого поколения
ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»
Сахалинская область
Корпоративные интервью с сотрудниками, читателями и волонтёрами (к 75-летию учреждения)
МБУ «Централизованная библиотечная система г. Ижевска»
Удмуртская Республика
Систематизация и персонализация идей и увлечений молодёжи на одной площадке
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!