«Сегодня – студент, завтра – специалист»
Организация производственной практики студентов-библиотекарей на базе библиотеки
Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества»Ивановская областная библиотека для детей и юношества традиционно является платформой для прохождения производственной практики студентов библиотечного отделения Ивановского колледжа культуры. С 2021 года практическая деятельность реализуется в рамках проекта «Сегодня – студент, завтра – специалист», направленного на адаптацию будущих библиотекарей к профессиональной деятельности.
Задача проекта заключается в том, чтобы сделать процесс адаптации к социально-производственным условиям библиотеки понятным, увлекательным и структурированным. Для успешной реализации этого задействуются элементы геймификации (карта-бродилка, дневник будущего библиотекаря), актуальные инструменты информирования (сайт, ВК мессенджер). На практике студенты получают возможность применить знания, полученные в колледже, проявить инициативу и свои личностные качества. Молодые люди знакомятся с основными направлениями работы библиотеки: библиотечно-информационным обслуживанием, организацией фондов и справочно-библиографического аппарата, культурно-досуговой деятельностью, методической и информационной работой, обработкой и комплектованием литературы.
В завершении практики студенты проходят опрос: оставляют свои отзывы об организации практической деятельности, отмечают слабые и сильные стороны совместной работы. Подведение итогов проходит в дружелюбной обстановке с представителем администрации библиотеки, кураторов, наставников. Ребята делятся впечатлениями, рассказывают о приобретенных знаниях и навыках, обмениваются мнениями о наиболее интересных моментах и трудностях, с которыми столкнулись. В процессе обсуждения студенты получают обратную связь от наставников и кураторов, что помогает им лучше осознать свои достижения. Библиотекари, в свою очередь, учатся работать с молодёжью, обучаются новым подходам в работе. Такой обмен способствует созданию поддерживающей среды, где каждый участник чувствует себя важным и ценным.
Организация практики студентов, обеспечивающей успешную адаптацию к социально-производственным условиям библиотеки, и упрочение будущих специалистов в правильности выбора профессионального пути.
· Изучение базы практики, знакомство со специалистами, условиями, нормами и правилами поведения, прохождение инструктажа;
· Выполнение плана задач, направленного на формирование ключевых профессиональных компетенций;
· Подведение итогов, анализ формирования профессионально значимых качеств и навыков у студентов.
Непосредственное знакомство будущих библиотекарей с профессией начинается во время производственной практики. Важно, чтобы оно оставило позитивное впечатление. Когда студенты приходят на практику, они попадают в новую для них среду. От того, как будет организовано взаимодействие, во многом зависит, останется ли в профессии будущий специалист. Применяя элементы геймификации, актуальные инструменты информирования и мотивации, авторы проекта помогают студентам адаптироваться к профессиональной деятельности, овладеть специальными знаниями и навыками, которые потребуются в будущей профессии.
В рамках проекта производственная практика (по профилю специальности и преддипломная) была организована у шести групп студентов (третий и четвертый курсы) Ивановского колледжа культуры.
Благодаря проекту большинство студентов изменили своё мнение о библиотеке в позитивном русле и на вопрос «Рассматриваете ли вы библиотеку в качестве возможного места работы?» ответили: «Скорее, да» или «Да».
С 2022 года в библиотеку трудоустроились 4 выпускника библиотечного отделения Ивановского колледжа культуры.
Проект демонстрирует молодым людям, что работа в библиотеке – это непростой, но увлекательный путь, позволяющий стать востребованными специалистами.
МБУ «Централизованная библиотечная система г. Ижевска»
Удмуртская Республика
Систематизация и персонализация идей и увлечений молодёжи на одной площадке
ГБУК «Амурская областная научная библиотека им. Н. Н. Муравьева-Амурского»
Амурская область
Выработка предложений по сопряжению двух культур - библиотек и «Точек кипения»
МБУК «Центральная городская библиотека» г. Нижний Тагил
Свердловская область
Открытые площадки для интеллектуального досуга и творческого развития молодёжи индустриального города
ГБУК ВО «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина»
Воронежская область
Создание коммуникативного пространства для общения старшеклассников с успешными людьми региона
ГБУК «Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина»
Иркутская область
Изучение и создание молодёжного краеведческого контента
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Разработка модели деятельности библиотеки будущего и компетенций библиотекаря будущего
БУ "Национальная библиотека Чувашской Республики" Минкультуры Чувашии
Чувашская Республика — Чувашия
Сохранение семейных ценностей и традиций через домашнюю библиотеку
ГБУК НО «Новосибирская областная молодежная библиотека»
Новосибирская область
Сеть интерактивных площадок, направленных на финансовое, правовое, психологическое просвещение и профориентацию молодого поколения
Библиотека №9 МУК "ЦБС г. Саратова"
Саратовская область
Школа юного экскурсовода
ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина»
Тамбовская область
Проектно-образовательные интенсивы для учащихся школ, студентов и молодых ученых
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!