Молодёжный интеллектуальный сетевой турнир «ДумайПРОнауку»
Библиотечный конкурс для школьников и студентов с использованием инновационных технологий
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центральная районная библиотека муниципального образования Усть-Лабинский район"Межрегиональный молодёжный интеллектуальный сетевой турнир «ДумайПРОнауку» – библиотечный конкурс, направленный на формирование и укрепление в молодёжной среде роли библиотек и книги как источника знаний о различных областях жизнедеятельности человека и общества, в том числе в области научного познания, популяризацию среди подростков и молодёжи российского семейного научно-популярного журнала «ДУМАЙ».
Участники сетевого турнира – молодые читатели в возрасте от 12 до 18 лет (включительно), являющиеся зарегистрированными пользователями общедоступных библиотек Краснодарского края и других регионов России.
Сетевой турнир «ДумайПРОнауку» включал ознакомление участников со статьями российского семейного научно-популярного журнала «ДУМАЙ» по различным научным отраслям знаний в ходе просмотра тематических видеороликов, прохождение виртуальных квестов и дополнительных испытаний, предполагающих теоретическое и практическое применение полученных знаний: юные исследователи снимали видео о том, что нового для себя открыли, на время становились учёными-генетиками, проводили различного рода вычисления и многое другое.
162 школьника и студента из 11 регионов России продемонстрировали высокий уровень знаний в сфере физики, химии, биологии, математики и других наук естественно-научного и точного циклов. Это Белгородская, Брянская, Владимирская, Кировская и Ярославская области, Краснодарский, Красноярский, Пермский и Ставропольский край, а также республики Калмыкия и Крым.
Погружение в мир исследований и открытий позволило юным читателям не просто получить новые знания, но и научило их думать как учёные, привило навыки поиска и познания.
Популяризация библиотеки как ресурса для получения новых знаний и стимулирование интереса к книге и чтению путём применения инновационных методов работы с подростками и молодёжью.
Молодёжный интеллектуальный сетевой турнир «ДумайПРОнауку» проводился в 3 этапа:
· подготовительно-организационный этап;
· основной этап (соревнование);
· заключительный этап (подведение итогов).
1. Подготовительно-организационный этап (1 по 9 июля 2023 года):
1.1. Формирование рабочей группы проекта.
1.2. Разработка концепции: определение тематических блоков сетевого турнира, подготовка видеороликов с обзором статей российского семейного научно-популярного журнала «ДУМАЙ» по данному направлению.
1.3. Оформление документации (Положение о проведении турнира, Положение об организационном комитете, Состав организационного комитета, форма заявки участника).
1.4. Работа со статьями российского семейного научно-популярного журнала «ДУМАЙ» по каждому из тематических блоков турнира, разработка вопросов и заданий.
1.5. Информирование потенциальных участников сетевого турнира: размещение анонсов на официальном сайте библиотеки (https://raybiblio-ustlabinsk.info) и в социальных сетях, адресная отправка информационных материалов в библиотеки.
1.6. Регистрация участников:
· приём и обработка заявок для участия (регистрация в Яндекс.Форме и вступление участников в группу «Научный портал | Усть-Лабинск» https://vk.com/nauchportal_ul);
· создание реестра участников;
· создание турнирной таблицы;
· рассылка по электронной почте зарегистрированным участникам информации о турнире и рекомендаций по подготовке.
2. Основной этап (индивидуальное соревнование: за правильные ответы и успешное решение задач сетевого турнира участникам начислялись баллы, победителем сетевого турнира был признан участник, набравший наибольшее количество баллов в сумме по результатам каждого этапа сетевого турнира). Для прохождения соревнования необходимо было скачать на свой смартфон приложение «IZI.TRAVEL».
2.1. Анонс начала соревнования в официальной группе «Научный портал | Усть-Лабинск» https://vk.com/nauchportal_ul) во «ВКонтакте».
2.2. Публикация видеороликов с обзором статей российского семейного научно-популярного журнала «ДУМАЙ» по четырём научным направлениям:
1-й тематический уровень: «ДумайПРОфизику» (10–20 июля 2023 г.).
2-й тематический уровень: «ДумайПРОхимию» (21–30 июля 2023 г.)
3-й тематический уровень: «ДумайПРОбиологию» (31–9 августа 2023 г.)
4-й тематический уровень:«ДумайПРОматематику» (10–20 августа 2023 г.)
2.3. Публикация виртуальных квестов из 10 вопросов (локаций). Каждый последующий пункт квеста становился доступен после успешного выполнения тестового задания предыдущего пункта. Задания квеста были сформированы по статьям российского семейного научно-популярного журнала «ДУМАЙ», тематика которых связана с определённой областью научного знания. Результаты прохождения квеста формировались программой сразу после прохождения квеста.
2.4. Обработка результатов прохождения виртуальных квестов на izi.TRAVEL. Внесение результатов в турнирную таблицу, оформление протокола организационного комитета по результатам соревнования.
2.5. Публикация дополнительных испытаний, предполагающих теоретическое и практическое применение полученных знаний (на основе материалов журнала «ДУМАЙ» из практико-ориентированных разделов), в том числе с применением Системы Дистанционного Обучения: https://onlinetestpad.com/.
2.6. Обработка результатов прохождения тематических уровней. Внесение результатов в турнирную таблицу, оформление протокола организационного комитета по результатам соревнования.
3. Финальный этап (соревнование)
3.1. Подведение итогов, объявление победителей и призёров. Каждый участник, призёры и победитель, а также библиотекарь-куратор награждаются грамотами или дипломом, которые будут высланы им на указанную при регистрации почту. Призёры и победитель награждаются ценным призом (при наличии финансирования). По решению Оргкомитета библиотекари-кураторы и участники, показавшие на определённых тематических уровнях сетевого турнира высокие результаты и активность, поощряются благодарственными письмами.
3.2. Публикация итогов сетевого турнира на официальном сайте библиотеки и в социальных сетях.
3.3. Освещение сетевого турнира в местных СМИ.
Человечество на протяжении многих стремилось к знаниям. Наука сыграла определяющую роль в становлении общества таким, каким мы его видим сегодня. Многие поколения учёных своим примером притягивали в науку всё больше и больше людей, чувствующих в себе способность привнести в этот мир что-то новое, ранее неизведанное, стать первооткрывателем. Переход к индустриальному обществу, промышленные революции, резкий научный скачок XX века, цифровой прогресс XXI века – всё это стало звеньями одной цепи – научных знаний.
Результат научных достижений, особенно в современном обществе, трудно переоценить. Государства одно за другим уходят от экономик, строящихся на добыче ископаемых ресурсов и шаг за шагом приближаются к таким моделям экономики, которые зависят именно от научного потенциала. В современном мире технологически развитое государство – синоним сильного, современного и стабильного государства, следовательно, его мощь зависит от науки и ключевую роль в этом переходном процессе играет именно её популяризация.
Популяризация науки является отправной точкой в выборе ребёнком или подростком своей будущей профессии учёного, заставляет его с малых лет втягиваться в завораживающий мир знаний и возможностей человеческого познания. На пути к своей цели он встретит множество трудностей: трудность образования, трудность выбора профессии, трудность систематизации пропущенного через себя массива научной информации, но в конечном счёте именно эти трудности сыграют важнейшую роль в становлении его как личности, которая полностью несёт ответственность за свои поступки, мысли и идеалы. Это и есть образ современного человека, образ полноправной и важной единицы общества. И начало этому пути даёт именно популяризация научных знаний.
Опыт популяризации науки в любом государстве мира показывает, что огромную роль и значение в нём играют именно библиотеки. Они формируют в человеке информационную культуру и культуру научного познания. В зависимости от своей величины и специализации, они распространяют научные знания среди разных слоёв общества. Особенно важно распространение научных знаний среди детей и подростков. В своих фондах библиотеки хранят огромный багаж научно-популярной литературы, что является ключевым фактором в определении библиотек, как одной из самой эффективной площадки для популяризации науки. Библиотекари обладают навыками, позволяющими им быстро и точно подобрать источники, в которых нуждается читатель. Но фонды библиотеки – это далеко не единственная модель донесения до человека научных знаний. Современные библиотеки – это комплекс способов познания информации. Собственные медиаресурсы, клубы по интересам, викторины, эксперименты, мастер-классы, лектории – вот образ современной библиотеки, как популяризатора науки. Библиотеки стараются сделать так, чтобы человек, а особенно ребёнок, пришедший однажды в библиотеку по собственной воле, возвращался в неё снова и снова. Чтобы он нашёл в ней тот самый Грааль познания, выбрал то, что интересно только ему, нашёл единомышленников и наоборот, людей, думающих иначе, ведь именно в научных спорах и рождаются великие открытия.
Также немаловажен тот факт, что изменения последних лет во внешнеполитическом курсе российского государства подтолкнули многих отечественных учёных покинуть страну. Более 20% молодых и перспективных исследователей решили сменить гражданство и продолжить работы за рубежом. Ввиду этих обстоятельств, обществу как никогда необходимо активизировать и консолидировать свои усилия в области просвещения науки, чтобы своевременно заполнить вакуум, образовавшийся в научном сообществе России.
Проект «Молодёжный интеллектуальный сетевой турнир «„ДумайПРОнауку“» направлен на системно-деятельностный подход к погружению подростков и молодёжи в мир исследований и открытий. Представленные в проекте формы и методы работы отвечают актуальным форматам работы с подрастающим поколением и позволяют привлекать к участию юных читателей со всей России, а также тиражировать опыт взаимодействия «библиотека-молодёжь» в других общедоступных библиотеках.
На 11% увеличилось количество библиотек России, вовлечённых в реализацию проекта.
На 69% увеличилось количество молодых читателей, вовлечённых в реализацию проекта в России.
На 25% увеличилась книговыдача научно-популярной литературы, в частности российского семейного научно-популярного журнала «ДУМАЙ».
Библиотека оказала содействие развитию интеллектуального и культурного уровня подростков и молодёжи, расширению их кругозора.
В библиотеке созданы благоприятные условия для интеллектуальной самореализации подростков и молодёжи.
В молодёжной среде сформировалась роль библиотеки и книги как источника знаний о мире и человеке.
Библиотека стала использовать в работе актуальные и доступные инновационных технологии и инструменты.
Государственное автономное учреждение культуры Московской области "Московская губернская универсальная библиотека"
Московская область
Профориентация и воспитание нового поколения российских инженеров и конструкторов на основе технологических идей российского космоса
ГБУК ВО «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина»
Воронежская область
Создание экспериментариума для проведения занимательных уроков по естественным наукам
ГБУК НСО «Новосибирская областная молодежная библиотека» (Новосибирская область)
Новосибирская область
Вовлечение жителей Новосибирской области в продвижение её достопримечательностей через создание электронного сборника легенд «Новосибирская область. Это моя земля»
ГБУК СК «Ставропольская краевая библиотека для молодёжи имени В.И. Слядневой»
Ставропольский край
Продвижение фантастики в молодёжной среде
ГБУК «Амурская областная научная библиотека им. Н. Н. Муравьева-Амурского»
Амурская область
Выработка предложений по сопряжению двух культур - библиотек и «Точек кипения»
ГБУК Ставропольского края «Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю.Лермонтова»
Ставропольский край
Интерактивные занятия по русской литературе для иностранных студентов
МБУК "Крапивинская централизованная библиотечная система"
Кемеровская область — Кузбасс
Создание библиотечной зоны для культурного и интеллектуального досуга молодёжи
Государственное бюджетное учреждение культуры "Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской"
Оренбургская область
Создание «книжных капсул» для повышения мотивации и интереса подрастающего поколения Донбасса к чтению литературы, передающей смыслы и идеи традиционной русской культуры.
Библиотека №76 им. М.Ю. Лермонтова ГБУК г. Москвы «Объединение культурных центров Восточного административного округа»
г. Москва
Центр по продвижению поэзии и поддержки поэтических сообществ
Центральная районная детская библиотека СПБ ГБУК ЦБС Василеостровского района
г. Санкт-Петербург
Регионоведение для детей через знакомство со сказками народов России
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!