Авторские краеведческие экскурсии «История в земле»
Прогулки в формате «мрачного туризма» по кладбищам и местам захоронений г. Иркутска
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»Проект «История в земле» включал в себя разработку, организацию и проведение пеших авторских краеведческих экскурсий в формате «мрачного» туризма по кладбищам и местам захоронений в г. Иркутске.
Разработчиками экскурсий и экскурсоводами выступили сотрудники Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского, члены команды проекта – Обровец Софья Петровна и Попов Иван Сергеевич.
В качестве экскурсионных локаций были выбраны:
2 места захоронений древнего человека:
· Парк имени Парижской Коммуны;
· Роща «Звездочка»;
и 2 кладбища г. Иркутска:
· Историко-мемориальный комплекс «Иерусалимская гора» (далее – Иерусалимская гора);
· Амурское (Лисихинское) кладбище (далее – Лисихинское кладбище).
Экскурсии объединили в себе 4 исторические эпохи и 4 места захоронений и были выстроены таким образом, чтобы экскурсанты смогли совершать «путешествия» из древности в наши дни. 1-ая экскурсия проходила по Парку имени Парижской Коммуны и акцентировала внимание на археологических памятниках эпохи палеолита. 2-ая экскурсия – по роще «Звездочка», где экскурсанты узнавали об истории локации и о захоронениях эпохи неолита. Затем шла 3-я экскурсия – по Иерусалимской горе с акцентом на захоронениях ХIХ-ХХ вв. И, наконец, 4-ая экскурсия – по Лисихинскому кладбищу, где сосредоточены захоронения советского времени и современности, о которых и узнавали участники экскурсий. Все 4 экскурсии составили цикл, который был повторен 4 раза для привлечения большего числа молодёжи.
Предварительно для проведения экскурсий проекта был создан экскурсионный пакет, включающий в себя маршруты, тексты и методические рекомендации к каждой из 4-х экскурсий. На средства гранта у компании «CROMI» было закуплено специальное экскурсионное оборудование – радиогиды (передатчики и микрофоны для экскурсоводов; приемники и наушники для экскурсантов; зарядный кейс).
В процессе реализации проекта для участников проекта были созданы современные краеведческие продукты: сайт, на котором размещены достоверные исторические источники, взятые из электронной краеведческой библиотеки «Хроники Приангарья», 4 виртуальные выставки книг, газет, страницы со вспомогательными изобразительными материалами, а также 4 коротких анимационных видеоролика. Были также созданы открытки с изображениями, посвящёнными историям локаций, которые раздавались участникам экскурсий. На оборотной стороне открытки содержалась информация об иллюстраторе, логотипы проекта и партнёров, а также QR-коды, ведущие на дополнительные материалы по конкретной локации и на «Хроники Приангарья».
Проведение всех экскурсий (плановых и внеплановых), раздача открыток и использование спецоборудования (радиогидов) было бесплатным.
Повышение у проживающей в г. Иркутске молодёжи (14–35 лет) уровня знаний об истории города и интереса к её изучению.
1-й этап: проведение научно-исследовательской работы с целью подбора материалов для экскурсий и веб-сайта проекта.
На данном этапе изучались фонды библиотеки, материалы из ЭКБ «Хроники Приангарья» и разрабатывались маршруты и тексты для каждой из экскурсий, а также методические рекомендации по их проведению. Поскольку в команде было два человека, а локаций четыре, то каждый брал по две локации: Попов И.С. занимался Парком имени Парижской Коммуны и Иерусалимской горой, а Обровец С.П. отвечала за рощу «Звездочка» и Лисихинское кладбище. Таким образом удалось эффективно, быстро и качественно проработать маршруты, тексты и методички экскурсий и даже провести несколько «тренировочных» экскурсий.
Сотрудникам была предоставлена возможность изучить интересные издания по истории г. Иркутска и Иркутской области из фондов библиотеки – дневники, мемуары, летописи, монографии, научно-популярные издания и статьи, а также периодическую печать Иркутского региона на всём протяжении истории печати, начиная с дореволюционного периода и заканчивая современным временем, с помощью «Хроник Приангарья».
Полученная информация (тексты и изображения) позволила разработать маршруты для локаций, написать экскурсионные тексты, дополнить их вспомогательным изобразительным материалом и написать методички по проведению каждой из 4-х экскурсий проекта.
2-й этап: создание краеведческой продукции для участников проекта.
Данный этап прошёл целиком и полностью был реализован благодаря грантовому финансированию (были оплачены услуги специалистов). Собранная воедино вся необходимая информация была передана партнёрам проекта: дизайнеру-иллюстратору (художнику) и специалистам из «Киностудии О-Боо» – веб-дизайнеру и видеографу.
На основе изобразительных и текстовых материалов:
· дизайнер-иллюстратор создала логотип проекта, изображения для сайта проекта, разработала дизайн-макеты (с последующей печатью) открыток для каждой из экскурсионных локаций, а также рекламную афишу и стикерпак, который доступен пользователям Telegram по ссылке https://t.me/addstickers/Historiainterra; На лицевой стороне открыток были размещены изображения, созданные в комиксной стилистике и иллюстрирующие каких-либо личностей или события, связанные с локациями: например, на открытке для рощи «Звездочка» разместился рисованный портрет генерал-губернатора Восточной Сибири М.С. Корсакова, благодаря которому появилась «Звездочка», а на открытке для Иерусалимской горы в центре изображена Входо-Иерусалимская церковь, являющаяся главным украшением и архитектурной достопримечательностью локации и т. д. На оборотной стороне шла информация об иллюстраторе, логотипы проекта и партнёров, а также два QR-кода. Первый QR-код содержал ссылку на раздел сайта проекта с материалами, посвящёнными конкретной локации, по которой проходила экскурсия. Второй QR-код приводил экскурсантов на «Хроники Приангарья».
· видеограф создал 4 видеоролика для каждой экскурсионной локации, которые стали своеобразными рекламными трейлерами для экскурсий;
· веб-дизайнер создал и сверстал сайт проекта, куда впоследствии были загружены 4 виртуальные выставки книг, газет и других материалов, вспомогательные изобразительные материалы и 4 коротких анимационных видеоролика.
3-й этап: информационное оповещение о реализации проекта.
В течение всего периода реализации проекта о проекте рассказывалось в Интернете через сообщество проекта и личные страницы сотрудников-организаторов проекта в социальной сети «ВКонтакте». Публике представлялась информация о ходе реализации проекта, об изданиях, которые использовались во время научно-исследовательской работы при подготовке текстов и маршрутов экскурсий – для популяризации библиотеки и её богатых фондов, включая «Хроники Приангарья». Также публиковались некоторые интересные факты о локациях, чтобы повысить интерес тех, кто подписался, и привлечь внимание потенциальных подписчиков. Также сообщество проекта во «ВКонтакте» использовалось как дополнительная площадка для размещения видеороликов, созданных видеографом (данные видеоролики были также размещены на сайте проекта и видеохостинге «YouTube»). Создавались анонсы мероприятий проекта, сообщавшие о презентации и торжественном закрытии проекта, о проведении плановых экскурсий и наборов экскурсионных групп.
Параллельно Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского и Отдел по молодёжной политике Администрации г. Иркутска публиковали информацию о проекте на своих информационных площадках.
4-й этап: проведение экскурсий в формате «мрачного» туризма для молодёжи г. Иркутска.
1. Запись на экскурсию и набор экскурсионных групп:
Расписание проводимых экскурсий (4 экскурсии за 2 недели) с указанием даты, времени и места сбора на экскурсии размещалось на информационных площадках проекта. Запись на экскурсии велась с использованием платформы Яндекс.Формы, где создавалась стандартная «анкета» для записи на экскурсии (ФИО, возраст, номер телефона, название экскурсии). Далее посредством обзвона заполнивших заявку людей по их личным номерам телефонов уточнялось, смогут ли они прийти. После этого формировался список экскурсантов, по которому затем велись пришедшие на экскурсии люди.
2. Проведение экскурсий:
Продолжительность экскурсий составляла примерно 1 час 30-40 минут. На каждой локации был ведущий лектор-экскурсовод: в Парке имени Парижской Коммуны и на Иерусалимской горе ведущим был Попов И.С., в роще «Звездочка» и на Лисихинском кладбище, соответственно, Обровец С.П.
Во время проведения экскурсий посетители бесплатно получали оборудование и открытки с иллюстрациями к каждой из 4-х экскурсий. Получив открытку в самом начале экскурсии, экскурсанты самостоятельно проходили по QR-коду на сайт проекта и в процессе экскурсии по просьбе экскурсоводов заходили в точки остановок на маршруте и изучали фотографии, портреты, вырезки из газет и другие изображения, посвящённые конкретным локациям. То есть то, что называется «Портфелем экскурсовода» (дополнительный (вспомогательный) изобразительный материал, который используется экскурсоводами для проведения экскурсий), размещался прямо на сайте, чтобы экскурсанты могли самостоятельно рассматривать фотографии, карты, газеты и прочее прямо у себя в телефоне во время экскурсии и при этом параллельно слышать голос экскурсоводов в наушниках.
Прогулки и экскурсии по кладбищам и местам захоронений, которые входят в перечень разновидностей современного популярного направления туризма – «мрачного» туризма, – пользуются спросом среди молодёжи не только в России, но и за рубежом. Для г. Иркутска экскурсии в формате «мрачного» туризма – относительно новый вид экскурсий.
Проведение подобных экскурсий привлекло молодёжь города, повысило уровень её знаний об истории Иркутска, а также её интерес к изучению городской истории (по результатам анкетирования, проведённого после реализации проекта).
В рамках проекта удалось:
· Привлечь к работе волонтёра Сергея Почекутова, который создал для проекта виртуальную карту локаций проекта с интерактивными точками-остановками в маршруте каждой экскурсии;
· Наладить взаимодействие и получить информационную поддержку от: ВГТРК «Вести Иркутск» телеканала «Россия 1», Молодёжного правительства Иркутской области, Пресс-службы Центра политического анализа и культурологии ИГУ, Информационно-туристской службы г. Иркутска;
· Дополнительно провести 7 внеплановых экскурсий для участников Всероссийской акции «Экскурсионный флешмоб», для детей из кружка «Юный экскурсовод» Дома детского творчества №1 г. Иркутска, для участников Международного молодёжного форума «Байкал», для представителей Управления культуры Администрации и Информационно-туристской службы г. Иркутска. 2 экскурсии для представителей Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского и 1 экскурсию для группы заинтересованной молодёжи из числа жителей города;
· Принять участие во Всероссийской просветительской акции «Поделись Своим Знанием» (сентябрь 2022 г.) и в рамках этого провести 2 плановые экскурсии: по Лисихинскому кладбищу и по Парку имени Парижской коммуны.
Электронная краеведческая библиотека «Хроники Приангарья» – это разработка Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского, поэтому в том числе была нацеленость на то, чтобы привлечь в библиотеку потенциальных читателей и популяризовать «Хроники» как возможный источник информации для тех, кто захочет самостоятельно продолжать изучать историю родного края.
Кроме того, использование специального экскурсионного оборудования было, несомненно, преимуществом и большим плюсом, так как радиогиды позволили экскурсоводам не производить громких звуков на кладбищах и в публичных пространствах города (местах захоронений), а экскурсантам – не быть «привязанными» к экскурсоводам, защититься от посторонних шумов (так как экскурсии проходили в том числе вблизи автомобильных дорог и железнодорожных путей) и слышать качественный звук голосов экскурсоводов даже на большом расстоянии.
· Количество мероприятий, проведенных в рамках проекта: 52 из 52;
· Количество проведённых экскурсий: 23 (16 плановых и 7 внеплановых (по индивидуальным групповым заявкам);
· Количество участников мероприятий, вовлеченных в реализацию проекта: 493 из 404;
· Количество публикаций о мероприятиях проекта в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: 237 из 237.
· Количество просмотров публикаций о мероприятиях проекта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: 25 000 из 25 000.
Всероссийский конкурс молодёжных проектов среди физических лиц
Грантодатель: Федеральное агентство по делам молодёжи
Направление грантовой программы: Сохранение исторической памяти
Сумма гранта: 480 000 ₽
Год: 2022г.
МБУК «Заларинская централизованная библиотечная система»
Иркутская область
Сохранение и продвижение песенного наследия
ГБУК АО «Астраханская библиотека для молодежи им. Б. Шаховского»
Астраханская область
Продвижение имени и творчества поэта-фронтовика Б. Шаховского
СПБ ГБУ «ЦБС Приморского района СПб»
г. Санкт-Петербург
Сбор и изучение неофициальных топонимов Приморского района г. Санкт-Петербурга
МБУ «ЦБС» ГО «город Якутск» — Библиотека-филиал №22 «SMART-библиотека им. Н.Д. Неустроева»
Республика Саха (Якутия)
Литературные балы, посвященные русской, якутской и зарубежной классике
СПБ ГБУ «ЦБС Приморского района СПб»
г. Санкт-Петербург
Виртуальная выставка фотографий, посвящённая историческому району Лахта г. Санкт-Петербурга
ГБУК АО «Астраханская библиотека для молодежи им. Б. Шаховского»
Астраханская область
Краеведение в аудиоформате от ведущих экспертов региона
ГАУК НСО «Новосибирская государственная областная научная библиотека»
Новосибирская область
Мобильные краеведческие аудиомаршруты по Новосибирску
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Поддержка и продвижение арт-кураторства
ГБУ «Донецкая республиканская библиотека для молодёжи»
Донецкая Народная Республика
Профориентация от первого лица: публичные встречи и интервью с библиотекарями
ООО "Просвещение-Союз"
г. Москва
Использование образовательных игр в библиотечном пространстве
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!