Классная библиотека
Привлечение учащихся начальной школы к чтению художественной литературы
ГБУК «Сахалинская областная детская библиотека»Проект нацелен на формирование культуры чтения и привлечение внимания к художественной литературе у учащихся начальной школы посредством создания нового библиотечного пространства в образовательном учреждении. В рамках проекта планируется разработка и представление методик, способствующих формированию читательской, познавательной и творческой мотивации, повышению интереса к чтению у младших школьников через социокультурное взаимодействие ГБУК СахОДБ, АНО ДПО «Учебный центр Джи Эс», АНО «Центр чтения», а также родителей и образовательного учреждения.
В задачах – сделать чтение для младших школьников не просто хорошей привычкой, но ежедневной потребностью. Созданные условия будут приближать ребёнка к библиотеке: каждый ученик на большой перемене в своём классе сможет взять книгу и почитать её.
Проект будет проходить на площадке образовательного учреждения. Приобщение к чтению в рамках реализации проекта заключается в соединении библиотечных и педагогических методов: погружение в текст с помощью интерактивных занятий, самопрезентаций, слайд-путешествий, бесед-размышлений с родителями и учителями, громких чтений, методических часов для учителей и родителей, творческих мастерских и не только.
В ходе реализации проекта будет оформлена «Классная библиотека» в виде яркой коробки (ящика) с книгами. Возле ящика будет размещена краткая памятка для ребёнка с побуждающими фразами, отражающими характер взаимодействия с той ли иной книгой («Возьми меня скорей!», «Покажи меня другу!», «Расскажи обо мне родителям!», «Верни меня в ящик!», «Прочти меня!» и т.д.). Книги будут заменяться с периодичностью один раз в две недели (комплектность зависит от количества учащихся в классе). Подбор литературы будет осуществляться согласно возрасту учащихся. Также будет разработана читательская закладка. После прочтения книги ребёнок сможет поделиться своим мнением о произведении (согласно возрасту проставляются смайлики, пишется краткая характеристика-впечатление).
В ходе проекта ученики будут заполнять коллективный читательский альбом класса, каждая страница которого будет посвящена теме встречи.
Если ребёнок не успеет дочитать книгу, то он сможет взять бланк «Задание для мам и пап», вписать в него название книги, отнести родителям для того, чтобы записаться в библиотеку (для тех, кто ещё не стал читателем), и взять необходимую книгу нам дом.
Каждые две недели при замене книг сотрудник будет проводить итоговое занятие различной формы для детей согласно графикам занятий. Даты могут меняться по необходимости. В мае состоится итоговое занятие «Литературный выпускной» со всеми классами, участвовавшими в проекте.
На каникулы детям будут даны творческие задания, например, сделать свою книжку-малышку, составить литературное генеалогическое дерево семьи.
Сформировать у учеников начальной школы устойчивый интерес и мотивацию к чтению путём разработки различных форм и методов через интегрирование школы, семьи и библиотеки.
Проект будет реализован в три этапа:
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный.
Подготовительный этап (октябрь – ноябрь):
1. Составление плана реализации Проекта;
2. Изучение методической литературы по теме:
· Подборка методических материалов для обеспечение проекта;
· Разработка перспективных планов, планов совместной работы с образовательным учреждением, конспектов мероприятий, занятий, консультации.
Основной этап (ноябрь – май):
1. Оформление уголка Проекта в классах;
2. Презентация Проекта в образовательном учреждении;
3. Подбор и обновление книг в классах в соответствии с возрастом детей, спецификой работы;
4. Проведение методических консультаций для родителей и учителей «Развивающие функции художественной литературы»;
5. Участие в родительском собрании на тему: «Роль художественной литературы в развитии детей»;
6. Посещение мероприятий, организуемых на базе СахОДБ в соответствии с темой недели;
7. Проведение мероприятий различных форм для детей;
· Знакомство участников образовательного процесса (педагогов и родителей) с проектом;
· Обновление книг согласно тематике занятий каждые две недели;
· Активизация всех участников образовательного процесса в реализации Проекта.
Заключительный этап (май):
1. Проведение опроса, анкетирования, бесед со всеми участниками образовательного процесса;
2. Подведение итогов реализации Проекта:
· Изучение мнения участников проекта;
· Выявление удовлетворённости участников результатами реализованного проекта;
· Анализ эффективности реализации проекта;
· Обобщение и распространение накопленного опыта по формированию устойчивого интереса у детей к книгам.
Художественная литература играет важную роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература способствует созданию круга его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, воображение ребенка, расширяет кругозор, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, сделать его мир интересным и полным необычных открытий.
Зачастую детям сложно осваивать школьную программу по литературе: классические тексты кажутся детям непонятными, оторванными от современного контекста. Происходит цепочка разочарований в процессе чтения на раннем этапе обучения: трудно – не могу – не хочу – неинтересно. Чтение книг воспринимается как скучное занятие, принудительное, навязанное школой. Свободное чтение ради удовольствия зачастую не возникает из-за низкой читательской мотивации.
Понимая всю важность этой проблемы, мы ставим перед собой задачу объединить образовательный процесс и свободное чтение художественной литературы учащихся с целью формирования активного читателя.
Используя в проведении мероприятий интерактивные и игровые формы работы, мы вовлекаем ребёнка в процесс, повышая его активность и улучшая усвоение новой информации, а также способствуя положительному эмоциональному восприятию. Решать задачи необходимо комплексно, вовлекая в процесс приобщения к чтению семью и педагогов, где авторитет последнего очень высок у детей 7-10 лет.
На 01.12.2022:
· Проведено три занятия с детьми и одно с родителями;
· Дети прочитали за месяц в среднем по три книги, вне программы;
· До проекта в среднем дети читали по 1 книге в месяц – два месяца.
Планируемые результаты:
1. Формирование устойчивой модели читающего школьника посредством создания нового библиотечного пространства;
2. Возрастание интереса у учащихся к чтению художественной и познавательной литературы путём развития культуры чтения, приучение их к систематическому чтению;
3. Установка тесного сотрудничества между социальными партнёрами (педагогами, родителями и библиотекой) в вопросах воспитания у младших школьников интереса к книге и чтению;
4. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность;
5. Расширение представления детей о значении библиотек в жизни человека.
ГОБУК «Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека»
Мурманская область
Экскурсия в книгохранение и знакомство с уникальными современными и раритетными изданиями
МБУ «Централизованная библиотечная система города Югорска»
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Создание и популяризация коллекции одежды литературных героев сказок
«Библиотека семейного чтения» – Филиал №8 Березовского МБУК «Централизованная библиотечная система»
Свердловская область
Профориентация и вовлечение молодежи с ОВЗ и здоровых подростков в волонтёрскую деятельность
ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека им. В.П. Махаевой»
Мурманская область
Развитие творческого подхода к чтению
МБУ «ЦБС» ГО «город Якутск» — Библиотека-филиал №22 «SMART-библиотека им. Н.Д. Неустроева»
Республика Саха (Якутия)
Литературные балы, посвященные русской, якутской и зарубежной классике
ГБУК «Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Мордовия»
Республика Мордовия
Организация уличного выставочного пространства, направленного на сохранение исторической и культурной памяти региона
ГБУК Ставропольского края «Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю.Лермонтова»
Ставропольский край
Сохранение и развитие национальных хлебных традиций Ставропольского края
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Ежегодный международный фестиваль
Библиотека №76 им. М.Ю. Лермонтова ГБУК г. Москвы «Объединение культурных центров Восточного административного округа»
г. Москва
Центр по продвижению поэзии и поддержки поэтических сообществ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА" КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Омская область
Формирование интереса к культурному наследию поэта Тимофея Белозерова и популяризация его творчества среди детей и подростков Калачинска и Калачинского района
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!