29.11.2022
favorite favorite_outline 0
visibility 5130
bookmark bookmark_outline
В стадии реализации

Классная библиотека

Привлечение учащихся начальной школы к чтению художественной литературы

ГБУК «Сахалинская областная детская библиотека»
Регион:
Сахалинская область
Уровень:
Муниципальный
Формат:
Очный
Целевая аудитория:
Дети
Сроки реализации:
10.11.2022 - 25.05.2023
Классная библиотека
29.11.2022
favorite favorite_outline 0
visibility 5130
bookmark bookmark_outline
Автор
Наталья Петровна Чаус, директор, ГБУК «Сахалинская областная детская библиотека»
Библиотеки-участники проекта
ГБУК «Сахалинская областная детская библиотека»
Партнёры проекта
АНО «Центр Чтения»
АНО дополнительного профессионального образования «Учебный центр Джи Эс»
Краткое описание проекта

Проект нацелен на формирование культуры чтения и привлечение внимания к художественной литературе у учащихся начальной школы посредством создания нового библиотечного пространства в образовательном учреждении. В рамках проекта планируется разработка и представление методик, способствующих формированию читательской, познавательной и творческой мотивации, повышению интереса к чтению у младших школьников через социокультурное взаимодействие ГБУК СахОДБ, АНО ДПО «Учебный центр Джи Эс», АНО «Центр чтения», а также родителей и образовательного учреждения.

В задачах – сделать чтение для младших школьников не просто хорошей привычкой, но ежедневной потребностью. Созданные условия будут приближать ребёнка к библиотеке: каждый ученик на большой перемене в своём классе сможет взять книгу и почитать её.

Проект будет проходить на площадке образовательного учреждения. Приобщение к чтению в рамках реализации проекта заключается в соединении библиотечных и педагогических методов: погружение в текст с помощью интерактивных занятий, самопрезентаций, слайд-путешествий, бесед-размышлений с родителями и учителями, громких чтений, методических часов для учителей и родителей, творческих мастерских и не только.

В ходе реализации проекта будет оформлена «Классная библиотека» в виде яркой коробки (ящика) с книгами. Возле ящика будет размещена краткая памятка для ребёнка с побуждающими фразами, отражающими характер взаимодействия с той ли иной книгой («Возьми меня скорей!», «Покажи меня другу!», «Расскажи обо мне родителям!», «Верни меня в ящик!», «Прочти меня!» и т.д.). Книги будут заменяться с периодичностью один раз в две недели (комплектность зависит от количества учащихся в классе). Подбор литературы будет осуществляться согласно возрасту учащихся. Также будет разработана читательская закладка. После прочтения книги ребёнок сможет поделиться своим мнением о произведении (согласно возрасту проставляются смайлики, пишется краткая характеристика-впечатление).

В ходе проекта ученики будут заполнять коллективный читательский альбом класса, каждая страница которого будет посвящена теме встречи.

Если ребёнок не успеет дочитать книгу, то он сможет взять бланк «Задание для мам и пап», вписать в него название книги, отнести родителям для того, чтобы записаться в библиотеку (для тех, кто ещё не стал читателем), и взять необходимую книгу нам дом.

Каждые две недели при замене книг сотрудник будет проводить итоговое занятие различной формы для детей согласно графикам занятий. Даты могут меняться по необходимости. В мае состоится итоговое занятие «Литературный выпускной» со всеми классами, участвовавшими в проекте.

На каникулы детям будут даны творческие задания, например, сделать свою книжку-малышку, составить литературное генеалогическое дерево семьи.

Вид проекта
Просветительский
Цель проекта

Сформировать у учеников начальной школы устойчивый интерес и мотивацию к чтению путём разработки различных форм и методов через интегрирование школы, семьи и библиотеки.

Задачи проекта
1. Разработать и реализовать инновационный литературно-познавательный цикл занятий для младших школьников в период второго учебного полугодия;
2. Развить позитивный интерес к чтению и книге у детей младшего школьного возраста;
3. Сформировать у детей навык осознанного чтения;
4. Приблизить учеников начальных классов к библиотеке при помощи создания читательского уголка в классах;
5. Научить младших школьников работать с детской художественной книгой;
6. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания детей, показать необходимость духовного взаимодействия детей и их родителей в процессе совместного чтения.
Механизм и этапы реализации проекта

Проект будет реализован в три этапа:

1. Подготовительный;

2. Основной;

3. Заключительный.

Подготовительный этап (октябрь – ноябрь):

1. Составление плана реализации Проекта;

2. Изучение методической литературы по теме:

· Подборка методических материалов для обеспечение проекта;

· Разработка перспективных планов, планов совместной работы с образовательным учреждением, конспектов мероприятий, занятий, консультации.

Основной этап (ноябрь – май):

1. Оформление уголка Проекта в классах;

2. Презентация Проекта в образовательном учреждении;

3. Подбор и обновление книг в классах в соответствии с возрастом детей, спецификой работы;

4. Проведение методических консультаций для родителей и учителей «Развивающие функции художественной литературы»;

5. Участие в родительском собрании на тему: «Роль художественной литературы в развитии детей»;

6. Посещение мероприятий, организуемых на базе СахОДБ в соответствии с темой недели;

7. Проведение мероприятий различных форм для детей;

· Знакомство участников образовательного процесса (педагогов и родителей) с проектом;

· Обновление книг согласно тематике занятий каждые две недели;

· Активизация всех участников образовательного процесса в реализации Проекта.

Заключительный этап (май):

1. Проведение опроса, анкетирования, бесед со всеми участниками образовательного процесса;

2. Подведение итогов реализации Проекта:

· Изучение мнения участников проекта;

· Выявление удовлетворённости участников результатами реализованного проекта;

· Анализ эффективности реализации проекта;

· Обобщение и распространение накопленного опыта по формированию устойчивого интереса у детей к книгам.

Социальная значимость, уникальность и особенности проекта

Художественная литература играет важную роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература способствует созданию круга его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, воображение ребенка, расширяет кругозор, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, сделать его мир интересным и полным необычных открытий.

Зачастую детям сложно осваивать школьную программу по литературе: классические тексты кажутся детям непонятными, оторванными от современного контекста. Происходит цепочка разочарований в процессе чтения на раннем этапе обучения: трудно – не могу – не хочу – неинтересно. Чтение книг воспринимается как скучное занятие, принудительное, навязанное школой. Свободное чтение ради удовольствия зачастую не возникает из-за низкой читательской мотивации. 

Понимая всю важность этой проблемы, мы ставим перед собой задачу объединить образовательный процесс и свободное чтение художественной литературы учащихся с целью формирования активного читателя.

Используя в проведении мероприятий интерактивные и игровые формы работы, мы вовлекаем ребёнка в процесс, повышая его активность и улучшая усвоение новой информации, а также способствуя положительному эмоциональному восприятию. Решать задачи необходимо комплексно, вовлекая в процесс приобщения к чтению семью и педагогов, где авторитет последнего очень высок у детей 7-10 лет.

Количественные и качественные результаты проекта

На 01.12.2022:

· Проведено три занятия с детьми и одно с родителями;

· Дети прочитали за месяц в среднем по три книги, вне программы;

· До проекта в среднем дети читали по 1 книге в месяц – два месяца.

Планируемые результаты:

1. Формирование устойчивой модели читающего школьника посредством создания нового библиотечного пространства;

2. Возрастание интереса у учащихся к чтению художественной и познавательной литературы путём развития культуры чтения, приучение их к систематическому чтению;

3. Установка тесного сотрудничества между социальными партнёрами (педагогами, родителями и библиотекой) в вопросах воспитания у младших школьников интереса к книге и чтению;

4. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность;

5. Расширение представления детей о значении библиотек в жизни человека.

Стоимость реализации проекта
Без дополнительного финансирования
Похожие проекты

Новосибирская область. Это моя земля

ГБУК НО «Новосибирская областная молодежная библиотека»

Новосибирская область

Реализован
26.02.2024

Новосибирская область. Это моя земля

Вовлечение жителей Новосибирской области в продвижение её достопримечательностей через создание электронного сборника легенд «Новосибирская область. Это моя земля»

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 1222
подробнее

Книжная ЭМОМЕТКА

ГБУК «Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького»

Волгоградская область

Реализован
06.12.2022

Книжная ЭМОМЕТКА

Книжные отзывы, основанные на эмоциях людей

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 2
visibility 853
подробнее

Современные писатели – подросткам

ГАУК НСО «Новосибирская государственная областная научная библиотека»

Новосибирская область

Реализован
12.05.2025

Современные писатели – подросткам

Встречи с современными детско-подростковыми писателями из разных регионов России

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 117
подробнее

Литературный подиум

МБУ «Централизованная библиотечная система г. Югорска»

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

В стадии реализации
03.11.2022

Литературный подиум

Создание и популяризация коллекции одежды литературных героев сказок

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 1339
подробнее

«Полимат-лекториум»

ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»

Иркутская область

В стадии реализации
12.12.2022

«Полимат-лекториум»

Лекторий о науке и искусстве в гибридном формате

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 335
подробнее

Digital-проект «Лермонтов в деталях»

ГБУК «Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова»

Ставропольский край

Реализован
29.11.2022

Digital-проект «Лермонтов в деталях»

Раскрытие литературного наследия М.Ю. Лермонтова в современных цифровых форматах

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 995
подробнее

#КНИЖНОЕ_соДРУЖЕСТВО

Государственное бюджетное учреждение культуры "Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской"

Оренбургская область

Реализован
14.03.2024

#КНИЖНОЕ_соДРУЖЕСТВО

Создание «книжных капсул» для повышения мотивации и интереса подрастающего поколения Донбасса к чтению литературы, передающей смыслы и идеи традиционной русской культуры.

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 1125
подробнее

«Рождённый в огне. 62-ой истребительный»

Библиотека-филиал № 30 ГБУК г. Севастополя "РИБС"

г. Севастополь

Реализован
16.06.2025

«Рождённый в огне. 62-ой истребительный»

Cохранение исторической памяти о лётчиках 62-го смешанного авиационного полка особого назначения Военно-воздушных сил Военно-морского флота/Черноморского флота, защищавших Севастополь в годы Великой Отечественной войны

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 17
подробнее

Литературный проект «Аристарх и Мардарий»

ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс»

Тульская область

В стадии реализации
07.11.2022

Литературный проект «Аристарх и Мардарий»

Поддержка и продвижение молодых литераторов и фотографов Тульской области

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 2
visibility 785
подробнее

Образовательный проект «Перевертыши»

БУ «Государственная библиотека Югры»

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Реализован
03.11.2022

Образовательный проект «Перевертыши»

Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 513
подробнее

Это успех!

Операция выполнена успешно!

Произошла ошибка!