29.11.2022
favorite favorite_outline 0
visibility 1030
bookmark bookmark_outline
В стадии реализации

Классная библиотека

Привлечение учащихся начальной школы к чтению художественной литературы

ГБУК «Сахалинская областная детская библиотека»
Регион:
Сахалинская область
Уровень:
Муниципальный
Формат:
Очный
Целевая аудитория:
Дети
Сроки реализации:
10.11.2022 - 25.05.2023
Классная библиотека
29.11.2022
favorite favorite_outline 0
visibility 1030
bookmark bookmark_outline
Автор
Наталья Петровна Чаус, директор, ГБУК «Сахалинская областная детская библиотека»
Библиотеки-участники проекта
ГБУК «Сахалинская областная детская библиотека»
Партнёры проекта
АНО «Центр Чтения»
АНО дополнительного профессионального образования «Учебный центр Джи Эс»
Краткое описание проекта

Проект нацелен на формирование культуры чтения и привлечение внимания к художественной литературе у учащихся начальной школы посредством создания нового библиотечного пространства в образовательном учреждении. В рамках проекта планируется разработка и представление методик, способствующих формированию читательской, познавательной и творческой мотивации, повышению интереса к чтению у младших школьников через социокультурное взаимодействие ГБУК СахОДБ, АНО ДПО «Учебный центр Джи Эс», АНО «Центр чтения», а также родителей и образовательного учреждения.

В задачах – сделать чтение для младших школьников не просто хорошей привычкой, но ежедневной потребностью. Созданные условия будут приближать ребёнка к библиотеке: каждый ученик на большой перемене в своём классе сможет взять книгу и почитать её.

Проект будет проходить на площадке образовательного учреждения. Приобщение к чтению в рамках реализации проекта заключается в соединении библиотечных и педагогических методов: погружение в текст с помощью интерактивных занятий, самопрезентаций, слайд-путешествий, бесед-размышлений с родителями и учителями, громких чтений, методических часов для учителей и родителей, творческих мастерских и не только.

В ходе реализации проекта будет оформлена «Классная библиотека» в виде яркой коробки (ящика) с книгами. Возле ящика будет размещена краткая памятка для ребёнка с побуждающими фразами, отражающими характер взаимодействия с той ли иной книгой («Возьми меня скорей!», «Покажи меня другу!», «Расскажи обо мне родителям!», «Верни меня в ящик!», «Прочти меня!» и т.д.). Книги будут заменяться с периодичностью один раз в две недели (комплектность зависит от количества учащихся в классе). Подбор литературы будет осуществляться согласно возрасту учащихся. Также будет разработана читательская закладка. После прочтения книги ребёнок сможет поделиться своим мнением о произведении (согласно возрасту проставляются смайлики, пишется краткая характеристика-впечатление).

В ходе проекта ученики будут заполнять коллективный читательский альбом класса, каждая страница которого будет посвящена теме встречи.

Если ребёнок не успеет дочитать книгу, то он сможет взять бланк «Задание для мам и пап», вписать в него название книги, отнести родителям для того, чтобы записаться в библиотеку (для тех, кто ещё не стал читателем), и взять необходимую книгу нам дом.

Каждые две недели при замене книг сотрудник будет проводить итоговое занятие различной формы для детей согласно графикам занятий. Даты могут меняться по необходимости. В мае состоится итоговое занятие «Литературный выпускной» со всеми классами, участвовавшими в проекте.

На каникулы детям будут даны творческие задания, например, сделать свою книжку-малышку, составить литературное генеалогическое дерево семьи.

Вид проекта
Просветительский
Цель проекта

Сформировать у учеников начальной школы устойчивый интерес и мотивацию к чтению путём разработки различных форм и методов через интегрирование школы, семьи и библиотеки.

Задачи проекта
1. Разработать и реализовать инновационный литературно-познавательный цикл занятий для младших школьников в период второго учебного полугодия;
2. Развить позитивный интерес к чтению и книге у детей младшего школьного возраста;
3. Сформировать у детей навык осознанного чтения;
4. Приблизить учеников начальных классов к библиотеке при помощи создания читательского уголка в классах;
5. Научить младших школьников работать с детской художественной книгой;
6. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания детей, показать необходимость духовного взаимодействия детей и их родителей в процессе совместного чтения.
Механизм и этапы реализации проекта

Проект будет реализован в три этапа:

1. Подготовительный;

2. Основной;

3. Заключительный.

Подготовительный этап (октябрь – ноябрь):

1. Составление плана реализации Проекта;

2. Изучение методической литературы по теме:

· Подборка методических материалов для обеспечение проекта;

· Разработка перспективных планов, планов совместной работы с образовательным учреждением, конспектов мероприятий, занятий, консультации.

Основной этап (ноябрь – май):

1. Оформление уголка Проекта в классах;

2. Презентация Проекта в образовательном учреждении;

3. Подбор и обновление книг в классах в соответствии с возрастом детей, спецификой работы;

4. Проведение методических консультаций для родителей и учителей «Развивающие функции художественной литературы»;

5. Участие в родительском собрании на тему: «Роль художественной литературы в развитии детей»;

6. Посещение мероприятий, организуемых на базе СахОДБ в соответствии с темой недели;

7. Проведение мероприятий различных форм для детей;

· Знакомство участников образовательного процесса (педагогов и родителей) с проектом;

· Обновление книг согласно тематике занятий каждые две недели;

· Активизация всех участников образовательного процесса в реализации Проекта.

Заключительный этап (май):

1. Проведение опроса, анкетирования, бесед со всеми участниками образовательного процесса;

2. Подведение итогов реализации Проекта:

· Изучение мнения участников проекта;

· Выявление удовлетворённости участников результатами реализованного проекта;

· Анализ эффективности реализации проекта;

· Обобщение и распространение накопленного опыта по формированию устойчивого интереса у детей к книгам.

Социальная значимость, уникальность и особенности проекта

Художественная литература играет важную роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература способствует созданию круга его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, воображение ребенка, расширяет кругозор, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, сделать его мир интересным и полным необычных открытий.

Зачастую детям сложно осваивать школьную программу по литературе: классические тексты кажутся детям непонятными, оторванными от современного контекста. Происходит цепочка разочарований в процессе чтения на раннем этапе обучения: трудно – не могу – не хочу – неинтересно. Чтение книг воспринимается как скучное занятие, принудительное, навязанное школой. Свободное чтение ради удовольствия зачастую не возникает из-за низкой читательской мотивации. 

Понимая всю важность этой проблемы, мы ставим перед собой задачу объединить образовательный процесс и свободное чтение художественной литературы учащихся с целью формирования активного читателя.

Используя в проведении мероприятий интерактивные и игровые формы работы, мы вовлекаем ребёнка в процесс, повышая его активность и улучшая усвоение новой информации, а также способствуя положительному эмоциональному восприятию. Решать задачи необходимо комплексно, вовлекая в процесс приобщения к чтению семью и педагогов, где авторитет последнего очень высок у детей 7-10 лет.

Количественные и качественные результаты проекта

На 01.12.2022:

· Проведено три занятия с детьми и одно с родителями;

· Дети прочитали за месяц в среднем по три книги, вне программы;

· До проекта в среднем дети читали по 1 книге в месяц – два месяца.

Планируемые результаты:

1. Формирование устойчивой модели читающего школьника посредством создания нового библиотечного пространства;

2. Возрастание интереса у учащихся к чтению художественной и познавательной литературы путём развития культуры чтения, приучение их к систематическому чтению;

3. Установка тесного сотрудничества между социальными партнёрами (педагогами, родителями и библиотекой) в вопросах воспитания у младших школьников интереса к книге и чтению;

4. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность;

5. Расширение представления детей о значении библиотек в жизни человека.

Стоимость реализации проекта
Без дополнительного финансирования
Похожие проекты

Информационно-просветительский центр «Планетарий „Просто Космос“»

ГОБУК «Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека»

Мурманская область

В стадии реализации
13.12.2022

Информационно-просветительский центр «Планетарий „Просто Космос“»

Демонстрация научно-образовательных программ и учебных фильмов

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 178
подробнее

Виртуальный литературный журнал «Варакушка»

Библиотека ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики»

г. Санкт-Петербург

В стадии реализации
28.11.2022

Виртуальный литературный журнал «Варакушка»

Популяризация чтения и поэтического творчества

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 295
подробнее

Медиаплощадка «Библиотека поэзии»

Библиотека №76 им. М.Ю. Лермонтова ГБУК г. Москвы «Объединение культурных центров Восточного административного округа»

г. Москва

В стадии реализации
07.11.2022

Медиаплощадка «Библиотека поэзии»

Центр по продвижению поэзии и поддержки поэтических сообществ

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 372
подробнее

«Лица библиотеки»

ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»

Сахалинская область

Реализован
24.05.2023

«Лица библиотеки»

Корпоративные интервью с сотрудниками, читателями и волонтёрами (к 75-летию учреждения)

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 349
подробнее

Арт-пространство «Кислород»

ГБУК «Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова»

Ставропольский край

В стадии реализации
09.11.2022

Арт-пространство «Кислород»

Организация креативного пространства в библиотеке

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 526
подробнее

Литературный проект «Аристарх и Мардарий»

ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс»

Тульская область

В стадии реализации
07.11.2022

Литературный проект «Аристарх и Мардарий»

Поддержка и продвижение молодых литераторов и фотографов Тульской области

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 2
visibility 372
подробнее

Межкультурный интеллектуальный клуб «Вместе на одном языке»

ГБУК АО «Астраханская библиотека для молодежи им. Б. Шаховского»

Астраханская область

В стадии реализации
07.11.2022

Межкультурный интеллектуальный клуб «Вместе на одном языке»

Социальная и культурная адаптация иностранных студентов и мигрантов

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 343
подробнее

Открытый информационно-образовательный проект #КультурныйКодМордовии

ГБУК «Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Мордовия»

Республика Мордовия

Реализован
23.11.2022

Открытый информационно-образовательный проект #КультурныйКодМордовии

Организация уличного выставочного пространства, направленного на сохранение исторической и культурной памяти региона

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 323
подробнее

«Литературно-театральные вечера “Этим летом в Иркутске” – 2022»

ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»

Иркутская область

Реализован
15.12.2022

«Литературно-театральные вечера “Этим летом в Иркутске” – 2022»

Ежегодный международный фестиваль

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 222
подробнее

Сказочное ожерелье России

Центральная районная детская библиотека СПБ ГБУК ЦБС Василеостровского района

г. Санкт-Петербург

Реализован
07.06.2023

Сказочное ожерелье России

Регионоведение для детей через знакомство со сказками народов России

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 2
visibility 844
подробнее

Это успех!

Операция выполнена успешно!

Произошла ошибка!