Классная библиотека
Привлечение учащихся начальной школы к чтению художественной литературы
ГБУК «Сахалинская областная детская библиотека»Проект нацелен на формирование культуры чтения и привлечение внимания к художественной литературе у учащихся начальной школы посредством создания нового библиотечного пространства в образовательном учреждении. В рамках проекта планируется разработка и представление методик, способствующих формированию читательской, познавательной и творческой мотивации, повышению интереса к чтению у младших школьников через социокультурное взаимодействие ГБУК СахОДБ, АНО ДПО «Учебный центр Джи Эс», АНО «Центр чтения», а также родителей и образовательного учреждения.
В задачах – сделать чтение для младших школьников не просто хорошей привычкой, но ежедневной потребностью. Созданные условия будут приближать ребёнка к библиотеке: каждый ученик на большой перемене в своём классе сможет взять книгу и почитать её.
Проект будет проходить на площадке образовательного учреждения. Приобщение к чтению в рамках реализации проекта заключается в соединении библиотечных и педагогических методов: погружение в текст с помощью интерактивных занятий, самопрезентаций, слайд-путешествий, бесед-размышлений с родителями и учителями, громких чтений, методических часов для учителей и родителей, творческих мастерских и не только.
В ходе реализации проекта будет оформлена «Классная библиотека» в виде яркой коробки (ящика) с книгами. Возле ящика будет размещена краткая памятка для ребёнка с побуждающими фразами, отражающими характер взаимодействия с той ли иной книгой («Возьми меня скорей!», «Покажи меня другу!», «Расскажи обо мне родителям!», «Верни меня в ящик!», «Прочти меня!» и т.д.). Книги будут заменяться с периодичностью один раз в две недели (комплектность зависит от количества учащихся в классе). Подбор литературы будет осуществляться согласно возрасту учащихся. Также будет разработана читательская закладка. После прочтения книги ребёнок сможет поделиться своим мнением о произведении (согласно возрасту проставляются смайлики, пишется краткая характеристика-впечатление).
В ходе проекта ученики будут заполнять коллективный читательский альбом класса, каждая страница которого будет посвящена теме встречи.
Если ребёнок не успеет дочитать книгу, то он сможет взять бланк «Задание для мам и пап», вписать в него название книги, отнести родителям для того, чтобы записаться в библиотеку (для тех, кто ещё не стал читателем), и взять необходимую книгу нам дом.
Каждые две недели при замене книг сотрудник будет проводить итоговое занятие различной формы для детей согласно графикам занятий. Даты могут меняться по необходимости. В мае состоится итоговое занятие «Литературный выпускной» со всеми классами, участвовавшими в проекте.
На каникулы детям будут даны творческие задания, например, сделать свою книжку-малышку, составить литературное генеалогическое дерево семьи.
Сформировать у учеников начальной школы устойчивый интерес и мотивацию к чтению путём разработки различных форм и методов через интегрирование школы, семьи и библиотеки.
Проект будет реализован в три этапа:
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный.
Подготовительный этап (октябрь – ноябрь):
1. Составление плана реализации Проекта;
2. Изучение методической литературы по теме:
· Подборка методических материалов для обеспечение проекта;
· Разработка перспективных планов, планов совместной работы с образовательным учреждением, конспектов мероприятий, занятий, консультации.
Основной этап (ноябрь – май):
1. Оформление уголка Проекта в классах;
2. Презентация Проекта в образовательном учреждении;
3. Подбор и обновление книг в классах в соответствии с возрастом детей, спецификой работы;
4. Проведение методических консультаций для родителей и учителей «Развивающие функции художественной литературы»;
5. Участие в родительском собрании на тему: «Роль художественной литературы в развитии детей»;
6. Посещение мероприятий, организуемых на базе СахОДБ в соответствии с темой недели;
7. Проведение мероприятий различных форм для детей;
· Знакомство участников образовательного процесса (педагогов и родителей) с проектом;
· Обновление книг согласно тематике занятий каждые две недели;
· Активизация всех участников образовательного процесса в реализации Проекта.
Заключительный этап (май):
1. Проведение опроса, анкетирования, бесед со всеми участниками образовательного процесса;
2. Подведение итогов реализации Проекта:
· Изучение мнения участников проекта;
· Выявление удовлетворённости участников результатами реализованного проекта;
· Анализ эффективности реализации проекта;
· Обобщение и распространение накопленного опыта по формированию устойчивого интереса у детей к книгам.
Художественная литература играет важную роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература способствует созданию круга его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, воображение ребенка, расширяет кругозор, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, сделать его мир интересным и полным необычных открытий.
Зачастую детям сложно осваивать школьную программу по литературе: классические тексты кажутся детям непонятными, оторванными от современного контекста. Происходит цепочка разочарований в процессе чтения на раннем этапе обучения: трудно – не могу – не хочу – неинтересно. Чтение книг воспринимается как скучное занятие, принудительное, навязанное школой. Свободное чтение ради удовольствия зачастую не возникает из-за низкой читательской мотивации.
Понимая всю важность этой проблемы, мы ставим перед собой задачу объединить образовательный процесс и свободное чтение художественной литературы учащихся с целью формирования активного читателя.
Используя в проведении мероприятий интерактивные и игровые формы работы, мы вовлекаем ребёнка в процесс, повышая его активность и улучшая усвоение новой информации, а также способствуя положительному эмоциональному восприятию. Решать задачи необходимо комплексно, вовлекая в процесс приобщения к чтению семью и педагогов, где авторитет последнего очень высок у детей 7-10 лет.
На 01.12.2022:
· Проведено три занятия с детьми и одно с родителями;
· Дети прочитали за месяц в среднем по три книги, вне программы;
· До проекта в среднем дети читали по 1 книге в месяц – два месяца.
Планируемые результаты:
1. Формирование устойчивой модели читающего школьника посредством создания нового библиотечного пространства;
2. Возрастание интереса у учащихся к чтению художественной и познавательной литературы путём развития культуры чтения, приучение их к систематическому чтению;
3. Установка тесного сотрудничества между социальными партнёрами (педагогами, родителями и библиотекой) в вопросах воспитания у младших школьников интереса к книге и чтению;
4. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность;
5. Расширение представления детей о значении библиотек в жизни человека.
БУ «Государственная библиотека Югры»
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Аудиоспектакли по произведениям местных авторов
ГБУК «Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького»
Волгоградская область
Книжные отзывы, основанные на эмоциях людей
Центральная районная библиотека им. М.В. Ломоносова СПБ ГБУК ЦБС Василеостровского района
г. Санкт-Петербург
Виртуальная дискуссионная площадка в мессенджере Telegram для популяризации культурно-исторических знаний и демонстрации ресурсных возможностей фонда ЦБС.
Государственное бюджетное учреждение культуры "Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской"
Оренбургская область
Создание «книжных капсул» для повышения мотивации и интереса подрастающего поколения Донбасса к чтению литературы, передающей смыслы и идеи традиционной русской культуры.
ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой»
Мурманская область
Семейный клуб выходного дня
ГБУК НСО «Новосибирская областная молодежная библиотека» (Новосибирская область)
Новосибирская область
Привлечение внимания к библиотекам и популяризация библиотечной профессии
Муниципальное казенное учреждение "Отрадненская городская библиотека" (Ленинградская область)
Ленинградская область
Продвижение имени и творческого наследия писателя, журналиста и издателя Николая Александровича Лейкина
МБУ «ЦБС» ГО «город Якутск» — Библиотека-филиал №22 «SMART-библиотека им. Н.Д. Неустроева»
Республика Саха (Якутия)
Литературные балы, посвященные русской, якутской и зарубежной классике
ОСП «Тульская областная детская библиотека» ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс»
Тульская область
Обучение детей созданию мультфильмов на основе книг
ГБУК «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина»
Воронежская область
Популяризация технологических изобретений и открытий времён Великой Отечественной войны в рамках Десятилетия науки и технологий
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!