21.02.2024
favorite favorite_outline 0
visibility 228
bookmark bookmark_outline
Реализован

Креативное комьюнити «Молодёжка»

Формирование сообщества, направленного на позитивную социализацию и творческий рост подростков

ГКУК ВО "Волгоградская областная библиотека для молодёжи"
Регион:
Волгоградская область
Уровень:
Межрегиональный
Формат:
Гибридный
Целевая аудитория:
Молодёжь
Сроки реализации:
08.09.2023 - 19.01.2024
Креативное комьюнити «Молодёжка»
21.02.2024
favorite favorite_outline 0
visibility 228
bookmark bookmark_outline
Автор
Яворская Мария Александровна, библиотекарь, ГКУК ВО "Волгоградская областная библиотека для молодёжи"
Библиотеки-участники проекта
ГКУК ВО "Волгоградская областная библиотека для молодёжи"
Партнёры проекта
ГБУК «Волгоградский областной театр кукол»
МУК «Волгоградский Молодёжный театр»
Территориальная организация Общероссийского Профсоюза образования Центрального района г.Волгограда
Краткое описание проекта

«Креативное комьюнити „Молодёжка“» – это сообщество, направленное на позитивную социализацию подростков и противостояние негативным факторам интернета путём организации открытого диалога с людьми разных творческих и гуманитарных профессий. Специалисты в области социальных и культурных коммуникаций, психологи и учёные оказывают молодым людям психологическую и дружескую поддержку, помогают раскрывать их творческий потенциал и развивать их коммуникативные и интеллектуальные навыки.

К участию в проекте были привлечены различные профессиональные сообщества Волгограда, с которыми библиотека уже имела опыт взаимодействия, готовые поделиться своим опытом, знаниями и творческой энергией для интеллектуального и духовного развития молодых людей. 

На базе Волгоградской областной библиотеки для молодёжи с их участием была проведена серия мероприятий, включающая в себя инновационные и традиционные формы молодёжного досуга: интеллектуальные квартирники, лекции в формате «котичинг», литературные перфомансы, актёрские мастерские, лекции и тренинги по психологии, игротеки, костюмированные вечера. 

На интеллектуальных квартирниках молодые люди посредством сократического диалога научились риторическим приёмам и освоили навыки мышления, познакомились друг с другом в процессе интеллектуальных упражнений и прочитали доклады на актуальные для них темы. Интерактивные лекции в формате «котичинг» проводились совместно психологом, философом и богословом. Лекторы рассуждали на темы, связанные с самоопределением личности и жизнью в социуме, а также отвечали на вопросы молодёжной аудитории. Литературные перформансы с участием актёров волгоградских театров, а также актёрские мастерские позволили молодым людям проявить свой творческий потенциал и развить эмоциональный интеллект. На игротеках подростки научились работать в команде.

По результатам работы команда проекта провела межрегиональный онлайн-вебинар, на котором поделилась с коллегами опытом создания креативного комьюнити на базе библиотеки.  

Вид проекта
Просветительский
Культурно-досуговый
Цель проекта

Объединение творческих и гражданских инициатив, посредством которых 390 подростков в возрасте от 14 до 17 лет города Волгограда научатся противостоять негативным факторам интернета и приобретут опыт позитивной социализации.

Задачи проекта
1. Организация информационной кампании, привлечение заинтересованной молодёжи и экспертов к теме проекта;
2. Проведение 18 мероприятий, направленных на позитивную социализацию подростков и развитие их творческих и интеллектуальных навыков;
3. Проведение Всероссийского онлайн-вебинара по результатам работы проекта для сотрудников библиотек Волгоградской области и других регионов;
4. Подготовка отчёта о реализации проекта и получение обратной связи от целевой аудитории проекта.
Механизм и этапы реализации проекта

1. Организация информационной кампании, привлечение заинтересованной молодёжи и экспертов к теме проекта:

Привлечение наставников проекта и других экспертов к деятельности комьюнити, согласование программы мероприятий (дата/время). Далее распространение информации о программе и экспертах проекта среди учащихся школ г. Волгограда посредством привлечения информационных партнёров и сотрудничества с региональными СМИ. 

2. Проведение 18 мероприятий, направленных на позитивную социализацию подростков и развитие их творческих и интеллектуальных навыков:

В Волгоградской областной библиотеке для молодёжи всегда проходило очень много ярких событий, которые включали в себя как инновационные, так и традиционные формы молодёжного досуга. Воспользовавшись наработанным опытом, сотрудники библиотеки адаптировали их к проблемам проекта. 

Инновационные формы:

· Интеллектуальный квартирник.

На интеллектуальных квартирниках молодые люди посредством сократического диалога учатся риторическим приёмам и осваивают навыки мышления, знакомятся друг с другом в процессе интеллектуальных упражнений и читают доклады на актуальные для них темы. В рамках проекта было проведено 3 квартирника на темы «Как отличить правду от фейка?», «О чём с тобой говорить?», «Социальные сети против самооценки?».

· Интерактивные лекции в формате «котичинг».

Интерактивные лекции в формате «котичинг» проводились совместно психологом, философом и богословом. Лекторы рассуждали на темы, связанные с самоопределением личности и жизнью в социуме, а также отвечали на вопросы молодёжной аудитории.

· Литературные перформансы и мастер-классы по актёрскому мастерству.

В рамках проекта прошло 2 мероприятия по театральной тематике. На мастер-классе по актёрскому мастерству «Заговори, чтобы я тебя услышал» актриса Волгоградского молодёжного театра и опытный театральный педагог Вероника Куксова рассказала о том, как можно победить страх и неуверенность, которые возникают во время выступления перед публикой. Под её руководством участники мастер-класса обучались навыкам самопрезентации и свободного общения, учились работать с голосом и настраивать тело при помощи дыхательной гимнастики и физических упражнений. В литературном перформансе «Из книги на сцену» участие приняли читатели библиотеки и молодые артисты Волгоградского областного театра кукол. Вместе они прочитали вслух фрагменты поэмы «Мцыри», без предварительной подготовки и репетиций. После чтения вслух состоялся живой разговор участников встречи о поэме и о том, насколько по-разному каждый из нас воспринимает литературные тексты, музыку, поэзию.

Помимо представленных инновационных форм работы, в программу проекта вошли те мероприятия, которые стали уже давно традиционными, проводились на площадке библиотеки не первый год.

· Лекции и тренинги психологической направленности.

На площадке Волгоградской областной библиотеки для молодёжи в рамках проекта прошло несколько мероприятий данного формата. На лекции с элементами тренинга «Нужно ли строить вокруг себя стены?» когнитивно-поведенческий психолог Самойлова Татьяна Сергеевна беседовала с учащимися МОУ СОШ № 83 о личных границах в обществе: почему они нужны и как правильно их обозначать. Психолог представила психологическую технику, которая помогает обозначать свои границы, сохранив при этом гармоничные отношения с другим людьми. Затем школьники объединились в группы для выполнения практического задания. В каждой группе была смоделирована ситуация, где так или иначе нарушаются личные границы человека. Используя полученные знания, гости библиотеки должны были поставить себя на место вымышленного героя и отстоять свои интересы в коммуникации, избегая токсичного взаимодействия. Все участники успешно справились с заданием и освоили позитивные техники общения.

Лекцию «Из чего складывается самооценка?» для учеников 8 класса МОУ Лицей №5 Центрального района Волгограда провела психолог ГКУ СО «Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению» Евгения Викторовна Кириленко. Психолог рассмотрела значение и место самооценки в жизни каждого человека. Вместе со слушателями разобрала этапы развития самооценки. Также прозвучали ответы на следующие вопросы: как бороться с внутренним критиком, почему мы склонны оценивать себя положительно или отрицательно, как на наши представления о себе влияет мнение окружающих и нужно ли бороться с низкой самооценкой. Лекция включала в себя элементы тренинга. Участникам были предложены несколько игр, которые помогают определить, в каком состоянии находится самооценка личности. Участники встречи узнали также, какую помощь может оказать им Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению и как туда можно обратиться.

· Танцевальные костюмированные вечера.

С осени 2021 года Волгоградская областная библиотека для молодёжи проводит танцевальные костюмированные вечера, представленные в виде современных молодежных балов. Как правило, они посвящены определенным книжным вселенным. На каждом балу для гостей организуется познавательная программа по теме выбранной книги и её экранизаций, проводятся игры и танцы. В октябре 2023 года бал проходил в рамках проекта «Креативное комьюнити „Молодёжка“» и был посвящён роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Танцоры заранее посещали библиотечные танцевальные репетиции и изучали 12 танцев, готовили костюмы и продумывали образы. Каждого гостя приветствовала свита Воланда вместе с Маргаритой, также были подготовлены игры и конкурсы на знание сюжета знаменитого романа. Атмосферу дополняла музыка из сериала «Мастер и Маргарита» и тематические декорации.

· Музыкальные квартирники.

В рамках проекта прошло 2 квартирника. В сентябре 2023 года в библиотеке состоялся музыкальный квартирник «Вставай рядом со мной!». В первой части программы профессиональные и начинающие волгоградские музыканты выступили на одной сцене и исполнили любимые песни, ставшие классикой русского рока. После участники и слушатели пообщались в тёплой дружеской обстановке за чашкой чая. В заключительной части мероприятия – «Попробуй спеть вместе со мной» каждый желающий смог раскрыть свой музыкальный потенциал.

В декабре 2023 года в пространстве библиотеки состоялся Предновогодний мини-концерт живой гитарной музыки «Гитарник. Версия 5.0.», отправляющий в сказку с Дедом Морозом, Снегурочкой и Волшебным Оленем. Праздничный концерт начался с выступлений волгоградских музыкальных коллективов. В перерывах между выступлениями Волшебный Олень развлекал гостей музыкальными вариациями популярных игр, участники игр получили подарки. Официальная часть концерта завершилась сольными выступлениями Деда Мороза и Снегурочки. В заключении состоялся «открытый микрофон».

Объединив на площадке Волгоградской областной библиотеки для молодёжи разные форматы мероприятий, разных людей творческих и гуманитарных профессий, сотрудники пришли к идее креативного комьюнити, помогающего молодым людям ощутить психологическую и дружескую поддержку, а также реализовать их творческий потенциал, развить коммуникативные навыки и навыки критического мышления.

3. Проведение Всероссийского онлайн-вебинара по результатам работы проекта для сотрудников библиотек Волгоградской области и других регионов.

Межрегиональный вебинар на тему: «Креативное комьюнити „Молодёжка“: как создавать сообщества и быть нужным» (19.01.2024 г.) На вебинаре были рассмотрены вопросы:

• как потребности и проблемы целевой аудитории могут вдохновить на создание уникальных проектов;

• как заинтересовать профессиональные сообщества и стать инициативным библиотечным пространством;

• как научиться видеть ценность своей работы и популяризировать её в обществе;

• как повысить уровень материально-технического обеспечения библиотек посредством внутренних инициатив сотрудников.

В вебинаре приняли участие библиотекари из Алтайского и Краснодарского краев, Астраханской, Волгоградской, Мурманской, Новосибирской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Томской областей и Республики Крым.

4. Подготовка отчёта о реализации проекта и получение обратной связи от целевой аудитории проекта.

В ходе проекта было проведено исследование с использованием метода опроса,. Он помог определить достигнутый социальный эффект проекта. В опросе приняли участие 350 человек, среди которых подростки в возрасте от 14 до 17 лет, а также другие гости библиотеки. По данным опроса 73,7% респондентов впервые узнали о Волгоградской областной библиотеки для молодёжи, 98,3% нашли мероприятия для себя полезными, поскольку они способствовали развитию их социальных навыков, а 97.4% хотели бы и в дальнейшем посещать мероприятия проекта «Креативное комьюнити „Молодёжка“» и рассказывать о нём друзьям. 

Социальная значимость, уникальность и особенности проекта

Интернет стал не только всемирным двигателем прогресса, но и породил немало проблем. Ряд таких проблем связан с деятельностью социальных сетей. Изначально социальные сети создавались для общения людей, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Но с появлением новых сервисов, связанных с размещением аудио-, видео- и фото-файлов, социальные сети начали выполнять развлекательные и репрезентативные функции. Это вызвало огромный интерес со стороны пользователей в возрасте от 14 до 17 лет. По данным опроса ВЦИОМ в 2019 г. 98 % подростков России в возрасте 14 –17 лет пользуются Интернетом каждый день. В основном они ежедневно используют социальные сети с целью общения со сверстниками, просмотра ленты новостей и развлекательных видео. 54% опрошенных считают, что социальные сети не оказывают на них негативного влияния, однако 58% участников старше 18 лет говорят об обратном. (Источник: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/podrostok-v-soczialnoj-seti-norma-zhizni-ili-signal-opasnosti-). 

Команда проекта решила провести своё собственное исследование среди учащихся МОУ гимназия №17 и МОУ гимназия №5 Ворошиловского района Волгограда. В опросе приняли участия 393 респондента в возрасте от 14 до 17 лет. 61,1% ответили, что регулярно пользуются интернетом, а 28,5% ответили, что всегда. Основные мотивы использования – коммуникация, поиск полезной информации, развлечения, потребность поделиться своими событиями и достижениями, но среди прочего 32,6% опрашиваемых ответили, что пользуются интернетом для того, чтобы не чувствовать себя одинокими. При этом 17,3% предпочли бы провести время в Интернете, нежели выбраться куда-то с друзьями или родителями. В случае если молодым людям нужен совет, связанный с их личной жизнью (отношения, самоопределение и т.д.), 62,8% ответили, что за помощью они обратятся к друзьям, 61,3% – к родителям, 32,6% ответили, что читают тематические статьи и группы в интернете, чтобы помочь себе самостоятельно, а 26% опрошенных выбрали бы популярных блогеров, у которых есть определённый жизненный опыт. Помимо прочего 34,6% считают, что в их городе нет места, куда они могут свободно прийти, познакомиться с новыми людьми, пообщаться с друзьями или интересно провести время. 

По результатам исследования можно сделать следующие выводы: чувствуя одиночество, подростки уходят в виртуальный мир, где они пытаются найти своё место, руководствуясь мнениями блогеров и статьями в интернете. Несформированная личность молодого человека рискует оказаться под влиянием псевдоэкспертов, которых на сегодняшний день предостаточно в инфопространстве, а это приводит к искажению принятой в обществе системы ценностей. Помимо этого развивается интернет-зависимость: виртуальное общение оказывается важнее живого, а это влечёт за собой разобщённость, разрыв социальных связей и вырождение общества в конгломерат одиночек. Также не все подростки в реальной жизни могут найти себе место для проведения полезного досуга и общения. В некоторых случаях это может стать триггером для девиантного поведения. Например, в 2019 году ГТРК «Волгоград-ТРВ» снял репортаж (https://vk.com/video-215459428_456239023) о юношах и девушках, которые слоняются по торговым центрам Волгограда, сидят в фудкортах, провоцируют охрану, посетителей и от безделья частенько портят имущество. Конечно, не все эти проблемы могут быть объяснены только негативным влиянием интернета и социальных сетей. Если посмотреть глубже, то уход подростков в виртуальную жизнь может быть связан с кризисами в семье или неспособностью образовательных и досуговых учреждений в полной мере создать условия для приобретения позитивных навыков общения.  Для решения обозначенных проблем в рамках Креативного комьюнити «Молодёжка» подросткам было предоставлено место и возможность для открытого диалога с людьми разных творческих и гуманитарных профессий, готовых помогать молодёжи и активно участвовать в её жизни при помощи современных форм молодёжного досуга.

Представленный проект является уникальным для Волгограда, поскольку команде проекта удалось собрать не имеющее аналогов в городе сообщество профессионалов в области социальных и культурных коммуникаций, практикующих психологов, учёных, умеющих заинтересовать публику, владеющих навыками общения с юной аудиторией, инновационными образовательными технологиями и готовых бескорыстно делиться своим опытом.  

Количественные и качественные результаты проекта

· Проведено 18 мероприятий, направленных на позитивную социализацию подростков и развитие их творческих и интеллектуальных навыков;

· 390 подростков в возрасте от 14 до 17 лет города Волгограда приняли участие в мероприятиях проекта, учились противостоять негативным факторам интернета и приобрели опыт позитивной социализации.

· Проведён опроса, который помог определить достигнутый социальный эффект проекта. Опрос прошло 350 человек, среди которых подростки в возрасте от 14 до 17 лет, а также другие гости библиотеки. По данным опроса 73,7% респондентов впервые узнали о Волгоградской областной библиотеки для молодёжи, 98,3% нашли мероприятия для себя полезными, поскольку они способствовали развитию их социальных навыков, а 97.4% хотели бы и в дальнейшем посещать мероприятия проекта «Креативное комьюнити „Молодёжка“» и рассказывать о нём друзьям. 

· В январе 2024 года команда проекта провела межрегиональный онлайн-вебинар «Креативное комьюнити „Молодёжка“: как создавать сообщества и быть нужным», в котором приняли участие 150 человек из Алтайского и Краснодарского краёв, Астраханской, Волгоградской, Мурманской, Новосибирской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Томской и других областей, а также Республики Крым.

Стоимость реализации проекта
198 000 ₽
Источники финансирования
Гранты

Росмолодёжь.Гранты. 1 сезон

Грантодатель: Росмолодёжь.Гранты

Направление грантовой программы: Ты не один

Сумма гранта: 198 000 ₽

Год: 2023г.

Похожие проекты

Литературный проект «Аристарх и Мардарий»

ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс»

Тульская область

В стадии реализации
07.11.2022

Литературный проект «Аристарх и Мардарий»

Поддержка и продвижение молодых литераторов и фотографов Тульской области

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 2
visibility 377
подробнее

Библиоволонтёры «Искорки добра»

«Библиотека семейного чтения» – Филиал №8 Березовского МБУК «Централизованная библиотечная система»

Свердловская область

В стадии реализации
07.11.2022

Библиоволонтёры «Искорки добра»

Профориентация и вовлечение молодежи с ОВЗ и здоровых подростков в волонтёрскую деятельность

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 1
visibility 964
подробнее

Молодёжный социальный полигон «Учимся социУму»

ГБУК НСО «Новосибирская областная молодежная библиотека» (Новосибирская область)

Новосибирская область

Реализован
03.11.2022

Молодёжный социальный полигон «Учимся социУму»

Сеть интерактивных площадок, направленных на финансовое, правовое, психологическое просвещение и профориентацию молодого поколения

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 1
visibility 295
подробнее

Библиотечная площадка «Книжный дворик»

Центральная районная библиотека МУК «Централизованная библиотечная система Ракитянского района»

Белгородская область

Реализован
04.12.2023

Библиотечная площадка «Книжный дворик»

Обустройство прибиблиотечной территории и организация досуга на свежем воздухе

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 803
подробнее

Первый городской «Медиа-Хакатон»

МБУ «Централизованная библиотечная система г. Югорска»

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Реализован
29.11.2022

Первый городской «Медиа-Хакатон»

Молодёжные соревнования по разработке медиапродукта

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 289
подробнее

Креатив-клаб#ПушкинкАрт

Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина МБУ «Централизованная библиотечная система» города Кирова

Кировская область

В стадии реализации
24.11.2022

Креатив-клаб#ПушкинкАрт

Неформальная площадка для реализации культурных инициатив молодёжи

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 1
visibility 227
подробнее

Как я стал собой

ГБУК ВО «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина»

Воронежская область

Реализован
21.02.2023

Как я стал собой

Создание коммуникативного пространства для общения старшеклассников с успешными людьми региона

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 2
visibility 368
подробнее

Открытый информационно-образовательный проект #КультурныйКодМордовии

ГБУК «Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Мордовия»

Республика Мордовия

Реализован
23.11.2022

Открытый информационно-образовательный проект #КультурныйКодМордовии

Организация уличного выставочного пространства, направленного на сохранение исторической и культурной памяти региона

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 0
visibility 337
подробнее

«Автостопом по книжным тропам»

ОГБУК «Магаданская областная детская библиотека»

Магаданская область

Пока не реализован
07.11.2022

«Автостопом по книжным тропам»

Профилактика дорожного поведения детей и продвижение чтения

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 2
visibility 500
подробнее

«Generation Z» (Поколение Z)

Центральная городская детская библиотека им. М.М. Пришвина МУ «Централизованная библиотечная система города Липецка;

Липецкая область

Реализован
02.12.2022

«Generation Z» (Поколение Z)

Социально-психологическая адаптация подростков

bookmark bookmark_outline
favorite favorite_outline 1
visibility 378
подробнее

Это успех!

Операция выполнена успешно!

Произошла ошибка!