Креативное комьюнити «Молодёжка»
Формирование сообщества, направленного на позитивную социализацию и творческий рост подростков
ГКУК ВО "Волгоградская областная библиотека для молодёжи"«Креативное комьюнити „Молодёжка“» – это сообщество, направленное на позитивную социализацию подростков и противостояние негативным факторам интернета путём организации открытого диалога с людьми разных творческих и гуманитарных профессий. Специалисты в области социальных и культурных коммуникаций, психологи и учёные оказывают молодым людям психологическую и дружескую поддержку, помогают раскрывать их творческий потенциал и развивать их коммуникативные и интеллектуальные навыки.
К участию в проекте были привлечены различные профессиональные сообщества Волгограда, с которыми библиотека уже имела опыт взаимодействия, готовые поделиться своим опытом, знаниями и творческой энергией для интеллектуального и духовного развития молодых людей.
На базе Волгоградской областной библиотеки для молодёжи с их участием была проведена серия мероприятий, включающая в себя инновационные и традиционные формы молодёжного досуга: интеллектуальные квартирники, лекции в формате «котичинг», литературные перфомансы, актёрские мастерские, лекции и тренинги по психологии, игротеки, костюмированные вечера.
На интеллектуальных квартирниках молодые люди посредством сократического диалога научились риторическим приёмам и освоили навыки мышления, познакомились друг с другом в процессе интеллектуальных упражнений и прочитали доклады на актуальные для них темы. Интерактивные лекции в формате «котичинг» проводились совместно психологом, философом и богословом. Лекторы рассуждали на темы, связанные с самоопределением личности и жизнью в социуме, а также отвечали на вопросы молодёжной аудитории. Литературные перформансы с участием актёров волгоградских театров, а также актёрские мастерские позволили молодым людям проявить свой творческий потенциал и развить эмоциональный интеллект. На игротеках подростки научились работать в команде.
По результатам работы команда проекта провела межрегиональный онлайн-вебинар, на котором поделилась с коллегами опытом создания креативного комьюнити на базе библиотеки.
Объединение творческих и гражданских инициатив, посредством которых 390 подростков в возрасте от 14 до 17 лет города Волгограда научатся противостоять негативным факторам интернета и приобретут опыт позитивной социализации.
1. Организация информационной кампании, привлечение заинтересованной молодёжи и экспертов к теме проекта:
Привлечение наставников проекта и других экспертов к деятельности комьюнити, согласование программы мероприятий (дата/время). Далее распространение информации о программе и экспертах проекта среди учащихся школ г. Волгограда посредством привлечения информационных партнёров и сотрудничества с региональными СМИ.
2. Проведение 18 мероприятий, направленных на позитивную социализацию подростков и развитие их творческих и интеллектуальных навыков:
В Волгоградской областной библиотеке для молодёжи всегда проходило очень много ярких событий, которые включали в себя как инновационные, так и традиционные формы молодёжного досуга. Воспользовавшись наработанным опытом, сотрудники библиотеки адаптировали их к проблемам проекта.
Инновационные формы:
· Интеллектуальный квартирник.
На интеллектуальных квартирниках молодые люди посредством сократического диалога учатся риторическим приёмам и осваивают навыки мышления, знакомятся друг с другом в процессе интеллектуальных упражнений и читают доклады на актуальные для них темы. В рамках проекта было проведено 3 квартирника на темы «Как отличить правду от фейка?», «О чём с тобой говорить?», «Социальные сети против самооценки?».
· Интерактивные лекции в формате «котичинг».
Интерактивные лекции в формате «котичинг» проводились совместно психологом, философом и богословом. Лекторы рассуждали на темы, связанные с самоопределением личности и жизнью в социуме, а также отвечали на вопросы молодёжной аудитории.
· Литературные перформансы и мастер-классы по актёрскому мастерству.
В рамках проекта прошло 2 мероприятия по театральной тематике. На мастер-классе по актёрскому мастерству «Заговори, чтобы я тебя услышал» актриса Волгоградского молодёжного театра и опытный театральный педагог Вероника Куксова рассказала о том, как можно победить страх и неуверенность, которые возникают во время выступления перед публикой. Под её руководством участники мастер-класса обучались навыкам самопрезентации и свободного общения, учились работать с голосом и настраивать тело при помощи дыхательной гимнастики и физических упражнений. В литературном перформансе «Из книги на сцену» участие приняли читатели библиотеки и молодые артисты Волгоградского областного театра кукол. Вместе они прочитали вслух фрагменты поэмы «Мцыри», без предварительной подготовки и репетиций. После чтения вслух состоялся живой разговор участников встречи о поэме и о том, насколько по-разному каждый из нас воспринимает литературные тексты, музыку, поэзию.
Помимо представленных инновационных форм работы, в программу проекта вошли те мероприятия, которые стали уже давно традиционными, проводились на площадке библиотеки не первый год.
· Лекции и тренинги психологической направленности.
На площадке Волгоградской областной библиотеки для молодёжи в рамках проекта прошло несколько мероприятий данного формата. На лекции с элементами тренинга «Нужно ли строить вокруг себя стены?» когнитивно-поведенческий психолог Самойлова Татьяна Сергеевна беседовала с учащимися МОУ СОШ № 83 о личных границах в обществе: почему они нужны и как правильно их обозначать. Психолог представила психологическую технику, которая помогает обозначать свои границы, сохранив при этом гармоничные отношения с другим людьми. Затем школьники объединились в группы для выполнения практического задания. В каждой группе была смоделирована ситуация, где так или иначе нарушаются личные границы человека. Используя полученные знания, гости библиотеки должны были поставить себя на место вымышленного героя и отстоять свои интересы в коммуникации, избегая токсичного взаимодействия. Все участники успешно справились с заданием и освоили позитивные техники общения.
Лекцию «Из чего складывается самооценка?» для учеников 8 класса МОУ Лицей №5 Центрального района Волгограда провела психолог ГКУ СО «Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению» Евгения Викторовна Кириленко. Психолог рассмотрела значение и место самооценки в жизни каждого человека. Вместе со слушателями разобрала этапы развития самооценки. Также прозвучали ответы на следующие вопросы: как бороться с внутренним критиком, почему мы склонны оценивать себя положительно или отрицательно, как на наши представления о себе влияет мнение окружающих и нужно ли бороться с низкой самооценкой. Лекция включала в себя элементы тренинга. Участникам были предложены несколько игр, которые помогают определить, в каком состоянии находится самооценка личности. Участники встречи узнали также, какую помощь может оказать им Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению и как туда можно обратиться.
· Танцевальные костюмированные вечера.
С осени 2021 года Волгоградская областная библиотека для молодёжи проводит танцевальные костюмированные вечера, представленные в виде современных молодежных балов. Как правило, они посвящены определенным книжным вселенным. На каждом балу для гостей организуется познавательная программа по теме выбранной книги и её экранизаций, проводятся игры и танцы. В октябре 2023 года бал проходил в рамках проекта «Креативное комьюнити „Молодёжка“» и был посвящён роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Танцоры заранее посещали библиотечные танцевальные репетиции и изучали 12 танцев, готовили костюмы и продумывали образы. Каждого гостя приветствовала свита Воланда вместе с Маргаритой, также были подготовлены игры и конкурсы на знание сюжета знаменитого романа. Атмосферу дополняла музыка из сериала «Мастер и Маргарита» и тематические декорации.
· Музыкальные квартирники.
В рамках проекта прошло 2 квартирника. В сентябре 2023 года в библиотеке состоялся музыкальный квартирник «Вставай рядом со мной!». В первой части программы профессиональные и начинающие волгоградские музыканты выступили на одной сцене и исполнили любимые песни, ставшие классикой русского рока. После участники и слушатели пообщались в тёплой дружеской обстановке за чашкой чая. В заключительной части мероприятия – «Попробуй спеть вместе со мной» каждый желающий смог раскрыть свой музыкальный потенциал.
В декабре 2023 года в пространстве библиотеки состоялся Предновогодний мини-концерт живой гитарной музыки «Гитарник. Версия 5.0.», отправляющий в сказку с Дедом Морозом, Снегурочкой и Волшебным Оленем. Праздничный концерт начался с выступлений волгоградских музыкальных коллективов. В перерывах между выступлениями Волшебный Олень развлекал гостей музыкальными вариациями популярных игр, участники игр получили подарки. Официальная часть концерта завершилась сольными выступлениями Деда Мороза и Снегурочки. В заключении состоялся «открытый микрофон».
Объединив на площадке Волгоградской областной библиотеки для молодёжи разные форматы мероприятий, разных людей творческих и гуманитарных профессий, сотрудники пришли к идее креативного комьюнити, помогающего молодым людям ощутить психологическую и дружескую поддержку, а также реализовать их творческий потенциал, развить коммуникативные навыки и навыки критического мышления.
3. Проведение Всероссийского онлайн-вебинара по результатам работы проекта для сотрудников библиотек Волгоградской области и других регионов.
Межрегиональный вебинар на тему: «Креативное комьюнити „Молодёжка“: как создавать сообщества и быть нужным» (19.01.2024 г.) На вебинаре были рассмотрены вопросы:
• как потребности и проблемы целевой аудитории могут вдохновить на создание уникальных проектов;
• как заинтересовать профессиональные сообщества и стать инициативным библиотечным пространством;
• как научиться видеть ценность своей работы и популяризировать её в обществе;
• как повысить уровень материально-технического обеспечения библиотек посредством внутренних инициатив сотрудников.
В вебинаре приняли участие библиотекари из Алтайского и Краснодарского краев, Астраханской, Волгоградской, Мурманской, Новосибирской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Томской областей и Республики Крым.
4. Подготовка отчёта о реализации проекта и получение обратной связи от целевой аудитории проекта.
В ходе проекта было проведено исследование с использованием метода опроса,. Он помог определить достигнутый социальный эффект проекта. В опросе приняли участие 350 человек, среди которых подростки в возрасте от 14 до 17 лет, а также другие гости библиотеки. По данным опроса 73,7% респондентов впервые узнали о Волгоградской областной библиотеки для молодёжи, 98,3% нашли мероприятия для себя полезными, поскольку они способствовали развитию их социальных навыков, а 97.4% хотели бы и в дальнейшем посещать мероприятия проекта «Креативное комьюнити „Молодёжка“» и рассказывать о нём друзьям.
Интернет стал не только всемирным двигателем прогресса, но и породил немало проблем. Ряд таких проблем связан с деятельностью социальных сетей. Изначально социальные сети создавались для общения людей, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Но с появлением новых сервисов, связанных с размещением аудио-, видео- и фото-файлов, социальные сети начали выполнять развлекательные и репрезентативные функции. Это вызвало огромный интерес со стороны пользователей в возрасте от 14 до 17 лет. По данным опроса ВЦИОМ в 2019 г. 98 % подростков России в возрасте 14 –17 лет пользуются Интернетом каждый день. В основном они ежедневно используют социальные сети с целью общения со сверстниками, просмотра ленты новостей и развлекательных видео. 54% опрошенных считают, что социальные сети не оказывают на них негативного влияния, однако 58% участников старше 18 лет говорят об обратном. (Источник: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/podrostok-v-soczialnoj-seti-norma-zhizni-ili-signal-opasnosti-).
Команда проекта решила провести своё собственное исследование среди учащихся МОУ гимназия №17 и МОУ гимназия №5 Ворошиловского района Волгограда. В опросе приняли участия 393 респондента в возрасте от 14 до 17 лет. 61,1% ответили, что регулярно пользуются интернетом, а 28,5% ответили, что всегда. Основные мотивы использования – коммуникация, поиск полезной информации, развлечения, потребность поделиться своими событиями и достижениями, но среди прочего 32,6% опрашиваемых ответили, что пользуются интернетом для того, чтобы не чувствовать себя одинокими. При этом 17,3% предпочли бы провести время в Интернете, нежели выбраться куда-то с друзьями или родителями. В случае если молодым людям нужен совет, связанный с их личной жизнью (отношения, самоопределение и т.д.), 62,8% ответили, что за помощью они обратятся к друзьям, 61,3% – к родителям, 32,6% ответили, что читают тематические статьи и группы в интернете, чтобы помочь себе самостоятельно, а 26% опрошенных выбрали бы популярных блогеров, у которых есть определённый жизненный опыт. Помимо прочего 34,6% считают, что в их городе нет места, куда они могут свободно прийти, познакомиться с новыми людьми, пообщаться с друзьями или интересно провести время.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: чувствуя одиночество, подростки уходят в виртуальный мир, где они пытаются найти своё место, руководствуясь мнениями блогеров и статьями в интернете. Несформированная личность молодого человека рискует оказаться под влиянием псевдоэкспертов, которых на сегодняшний день предостаточно в инфопространстве, а это приводит к искажению принятой в обществе системы ценностей. Помимо этого развивается интернет-зависимость: виртуальное общение оказывается важнее живого, а это влечёт за собой разобщённость, разрыв социальных связей и вырождение общества в конгломерат одиночек. Также не все подростки в реальной жизни могут найти себе место для проведения полезного досуга и общения. В некоторых случаях это может стать триггером для девиантного поведения. Например, в 2019 году ГТРК «Волгоград-ТРВ» снял репортаж (https://vk.com/video-215459428_456239023) о юношах и девушках, которые слоняются по торговым центрам Волгограда, сидят в фудкортах, провоцируют охрану, посетителей и от безделья частенько портят имущество. Конечно, не все эти проблемы могут быть объяснены только негативным влиянием интернета и социальных сетей. Если посмотреть глубже, то уход подростков в виртуальную жизнь может быть связан с кризисами в семье или неспособностью образовательных и досуговых учреждений в полной мере создать условия для приобретения позитивных навыков общения. Для решения обозначенных проблем в рамках Креативного комьюнити «Молодёжка» подросткам было предоставлено место и возможность для открытого диалога с людьми разных творческих и гуманитарных профессий, готовых помогать молодёжи и активно участвовать в её жизни при помощи современных форм молодёжного досуга.
Представленный проект является уникальным для Волгограда, поскольку команде проекта удалось собрать не имеющее аналогов в городе сообщество профессионалов в области социальных и культурных коммуникаций, практикующих психологов, учёных, умеющих заинтересовать публику, владеющих навыками общения с юной аудиторией, инновационными образовательными технологиями и готовых бескорыстно делиться своим опытом.
· Проведено 18 мероприятий, направленных на позитивную социализацию подростков и развитие их творческих и интеллектуальных навыков;
· 390 подростков в возрасте от 14 до 17 лет города Волгограда приняли участие в мероприятиях проекта, учились противостоять негативным факторам интернета и приобрели опыт позитивной социализации.
· Проведён опроса, который помог определить достигнутый социальный эффект проекта. Опрос прошло 350 человек, среди которых подростки в возрасте от 14 до 17 лет, а также другие гости библиотеки. По данным опроса 73,7% респондентов впервые узнали о Волгоградской областной библиотеки для молодёжи, 98,3% нашли мероприятия для себя полезными, поскольку они способствовали развитию их социальных навыков, а 97.4% хотели бы и в дальнейшем посещать мероприятия проекта «Креативное комьюнити „Молодёжка“» и рассказывать о нём друзьям.
· В январе 2024 года команда проекта провела межрегиональный онлайн-вебинар «Креативное комьюнити „Молодёжка“: как создавать сообщества и быть нужным», в котором приняли участие 150 человек из Алтайского и Краснодарского краёв, Астраханской, Волгоградской, Мурманской, Новосибирской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Томской и других областей, а также Республики Крым.
Росмолодёжь.Гранты. 1 сезон
Грантодатель: Росмолодёжь.Гранты
Направление грантовой программы: Ты не один
Сумма гранта: 198 000 ₽
Год: 2023г.
ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»
Сахалинская область
Общественное пространство для развития цифровых компетенций
ОГБУК «Магаданская областная юношеская библиотека»
Магаданская область
Молодёжная лаборатория декоративно-прикладного искусства народов Магаданской области
ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского»
Иркутская область
Создание пространства с функциями читального зала и музейной экспозиции, представляющего основные темы, топосы и мотивы иркутской детской литературы.
Центральная районная библиотека им. М.В. Ломоносова СПБ ГБУК ЦБС Василеостровского района
г. Санкт-Петербург
Виртуальная дискуссионная площадка в мессенджере Telegram для популяризации культурно-исторических знаний и демонстрации ресурсных возможностей фонда ЦБС.
МБУК «Сургутская районная централизованная библиотечная система»
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Документальный фильм и подкаст о героях среди нас
ГБУК АО «Астраханская библиотека для молодежи им. Б. Шаховского»
Астраханская область
Краеведение в аудиоформате от ведущих экспертов региона
ГБУК СК «Ставропольская краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского»
Ставропольский край
Повышение уровня доступности объектов культурно-исторического наследия для незрячих и слабовидящих людей
СПБ ГБУ «ЦБС Приморского района СПб»
г. Санкт-Петербург
Виртуальная выставка фотографий, посвящённая историческому району Лахта г. Санкт-Петербурга
ОГБУК «Магаданская областная детская библиотека»
Магаданская область
Профилактика дорожного поведения детей и продвижение чтения
Библиотека им. Д.С. Лихачева ЦБС Выборгского района Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург
Инновационный перформанс-проект о «закулисье» библиотечного дела
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!