Все краски ВСЕЛЕННОЙ
Адаптация детей трудовых мигрантов г. Санкт-Петербурга
СПб ГБУ "Централизованная библиотечная система Петроградского района"В рамках проекта «Все краски вселенной» для детей трудовых мигрантов в библиотеках Петроградского района проводятся интерактивные занятия по изучению русского языка. На занятиях дети знакомятся с новинками детской литературы и классическими произведениями, изучают культуру, историю и литературное богатство России через книгу, общаются, читают и пишут в комфортной среде детских библиотек.
Адаптационные и творческие занятия по чтению и русскому языку ведут волонтёры организации «Дети Петербурга» и сотрудники библиотек СПб ГБУ «Централизованная библиотечная система Петроградского района».
Регулярные групповые занятия в летнее время и в начале учебного года, постоянная практика общения с детьми и наблюдение за их индивидуальными языковыми проблемами, разработка и проведение литературных смен способствовали накоплению уникального опыта, который постепенно оформляется в систему. Основными принципами проекта являются: использование в работе книг из фондов библиотек, стимулирование устного или письменного литературного творчества, задействование фантазии и эмоций.
Адаптация детей трудовых мигрантов в г. Санкт-Петербурге.
1.Начальный этап: участие в проекте «Дети Петербурга»
Творческое сотрудничество библиотеки и организации «Дети Петербурга» началось во время весенних школьных каникул, когда волонтёры организовали лагерь для детей, изучающих русский язык, в Общественном пространстве «Дом» на Мончегорской, 10. Центральная детская библиотека Петроградского района взяла на себя часть занятий смены. Со специалистом библиотеки ежедневно встречалась группа подростков с продвинутым уровнем русского языка. В первый день дети знакомились не только друг с другом, но и с приемами литературного творчества: попробовали подобрать необычные эпитеты к уже знакомым словам, придумали и записали первые истории на основе этих словосочетаний. На следующий день нужно было придумать прилагательные ко всем существительным из текста – так из одного и того же простого сюжета получилось несколько разных, порою фантастических историй. Дети подбирали рифмы, записывали свои философские размышления и смешные истории по мотивам книг. Эти занятия не были похожи на стандартные уроки русского языка, но письменная и устная речь участников развивалась не менее интенсивно. Особый интерес у детей вызвал мастер-класс по письму остроконечным пером и тушью. К слову, общение с детьми трудовых мигрантов показало: в бывших республиках СССР осталась практика каллиграфического письма, дети приезжают из Узбекистана и Таджикистана с очень красивым, аккуратным почерком. Пером и тушью дети писали свой первый верлибр о цветах вселенной – и это задание дало название всему направлению библиотечной работы по обучению мигрантов русскому языку: «Все краски вселенной».
2.Второй этап: разработка и проведение онлайн-занятий
В год пандемии в онлайн-режим были переведены не только школы, но и библиотеки, и тогда занятия русским языком с детьми мигрантов поменяли формат. Онлайн можно было встречаться чаще, чем раз в неделю – читать на экране книгу (слушать библиотекаря, или повторять за ним, или читать хором), выполнять простые задания, разгадывать загадки и даже делать вместе зарядку по книге Эрика Карла «От головы до хвоста»! Дети выходили на связь в основном с телефонов родителей – компьютеров почти ни у кого из них нет. На встречах присутствовали также сами родители, родственники, младшие братья и сёстры. Каждое онлайн-занятие включало в себя знакомство с новыми участниками, чтение книги или отрывка, чтение собственных сочинений по заданию и совместное обсуждение текстов, словесные игры в чате, свободное общение участников.
3. Третий этап: разработка и проведение литературных смен
В марте 2022 года Центральная районная детская библиотека принимала участие в планировании и организации лагеря на каникулах. Половина занятий смены проводилась в самой библиотеке и основывалась на книгах из фонда. Смена литературного лагеря продолжалась 5 дней и включала книжные обзоры, небольшие лекции, чтение книг и выполнение заданий по их мотивам, акварельный мастер-класс, создание арт-объекта «Силуэт» – контура, заполненного текстами, рисунками и вырезками из иллюстрированных журналов.
В декабре 2022 года Центральная районная детская библиотека и 2-я детская библиотека СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района» полностью разработали и провели программу лагеря «Приключение в библиотеке», участниками которой стали дети в возрасте от 7 до 16 лет. Библиотеки подготовили интерактивные программы, видео-презентации и творческие задания, позволяющие участникам смены расширить свой кругозор, освоить навыки коммуникации.
Программа, посвящённая маскам, получилась разнообразной. Дети узнали о масках разных народов и смастерили собственную, познакомились с книгой Мэтта Хейга «Быть котом» и обсудили перевоплощение человека в животного. Книга испанского писателя и художника Тассиеса «Украденные имена» подняла вопрос буллинга и важности имени для человека. Дети разучивали песни и игры, вспоминали героев комиксов, вынужденных скрывать свои лица под масками или гримом. В последний день смены библиотекари и ребята поговорили о том, что существуют различные выразительные средства для общения друг с другом. Даже не зная чужого языка, мы можем объясниться с другим человеком при помощи жестов, мимики или рисунков. Ребята познакомились с языком жестов, рисуночным письмом разных народов, узнали значение некоторых египетских иероглифов и расшифровали древнее послание североамериканских индейцев и с интересом узнали о берестяных грамотах Древнего Новгорода и символах мезенской росписи. Финалом смены стала выставка всех работ детей.
4. Четвёртый этап: собственный стиль оформляется в систему занятий
На данный момент адаптационные и творческие занятия по чтению и русскому языку ведут в равной мере волонтёры организации «Дети Петербурга» и сотрудники библиотек СПб ГБУ «Централизованная библиотечная система Петроградского района» – методисты ЦРБ имени А.С Пушкина, библиотекари Центральной районной детской библиотеки и 2-й детской библиотеки.
Регулярные групповые занятия в летнее время и в начале учебного года, постоянная практика общения с детьми и их индивидуальные языковые проблемы, разработка и проведение литературных смен способствовали накоплению уникального опыта, который постепенно оформляется в систему. Конечно, существует методика преподавания русского языка как иностранного, утверждённые программы и учебники для детей из бывших союзных республик, но перед библиотекарями не ставится задача преподать детям определённый уровень языка. Она и не может ставиться – у наших библиотек нет лицензии на оказание образовательных услуг. Но зато здесь есть огромный выбор книг для первого чтения, развития речи, провокационных – для запуска диалога, с милыми рисунками – для стеснительных девочек, с короткими познавательными статьями – для пытливых умов, комиксов – для начала чтения, виммельбухов и книжек-картинок – для сочинения простых историй и названий предметов.
Главными принципами библиотечных занятий стали:
1) Использование в работе книг из фондов библиотек.
2) Стимулирование устного или письменного литературного творчества.
3) Задействование фантазии и эмоций.
Дети трудовых мигрантов, приехавшие вместе с папой и мамой в Россию, очень часто остаются за бортом языковой жизни: в школу и детский сад их с нулевым знанием языка не принимают, остаётся только сидеть дома. Или идти в библиотеку!
Современная детская литература на русском языке позволяет сегодня не просто проводить весело время с ребёнком, но и развивать его, учить читать, размышлять, творить. Творческое самовыражение повышает уверенность в себе (а ведь порой дети, плохо владеющие языком, подвергаются насмешкам, травле), расширяет словарный запас и развивает эмоционально. Дети, плохо знающие русский язык и культуру, в игровой форме могут познавать мир, выслушивать высказывания сверстников. Новые слова и выражения, подкреплённые эмоциями, лучше усваиваются. Но главное – каждый участник литературного мастер-класса осознает ценность и красоту мыслей, выраженных словами.
· На 27.07.2023 года в библиотеках проведено 84 мероприятия для детей иностранных граждан, направленных на улучшение владения русским языком, изучение особенностей культуры России, в которых приняли участие 774 человека.
· Библиотеки Петроградской стороны выступили инициатором проведения Всероссийского конкурса детских сочинений и переводов для детей, изучающих русский язык (совместно с проектом «Всероссийская школьная летопись»)
· На базе инновационного Центра детского чтения «Библиотека книжных героев» в октябре 2021 года прошло методическое мероприятие для волонтёров АНО «Дети Петербурга», работающих с детьми-мигрантами.
· Методист СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района» поделилась опытом проведения занятий на Общероссийской научно-педагогической конференции «Уроки Лихачёва».
· 12 апреля 2023 года методист Надежда Владимировна Куракина приняла участие во Всероссийской практической конференции «Библиотека XXI века – информационный, образовательный и культурно-досуговый центр для социально незащищенных категорий населения», где представила опыт работы с детьми трудовых мигрантов в библиотеках Петроградской стороны.
· 20 мая 2023 года на детской площадке Санкт-Петербургского международного книжного салона была организована дискуссионная программа «Книга для мигранта», основанная на опыте занятий русским языком и чтением с детьми трудовых мигрантов в библиотеках Петроградского района. Какие произведения подходят для обучения детей? Чем плохи сказки, и на каких книгах учить подростков? В дискуссии приняли участие Борис Панич – директор Благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-фонд», Юлия Алимова – координатор благотворительной организации помощи семьям мигрантов и беженцев «Дети Петербурга», Татьяна Витальевна Кузьмина – кандидат филологических наук, преподаватель и составитель обучающих пособий для занятий русским языком с детьми трудовых мигрантов, Надежда Куракина – методист библиотек Петроградской стороны, Дарья Дудко – волонтёр благотворительной организации помощи семьям мигрантов и беженцев «Дети Петербурга».
Лучший библиотечный проект в области международной деятельности «Премия Рудомино»
Организатор: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино
Номинация:
Статус проекта: победитель, Специальный диплом «За эффективное обеспечение межкультурного диалога и интеграцию новых граждан в жизнь региона» место
Год: 2023г.
МБУ "Вилегодская централизованная библиотечная система"
Архангельская область
Комплекс мероприятий по формированию патриотического сознания и гражданственности у подростков и молодёжи
Библиотека № 86 семейного чтения, ГБУК г. Москвы «Объединение культурных центров Восточного административного округа»
г. Москва
Популяризация исторических и этнографических знаний о коренных малочисленных народах России
Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И. С. Никитина» (ГБУК ВО «ВОУНБ имени И.С.Никитина»)
Воронежская область
Межведомственный социальный проект для людей старшего возраста
ГБУК «Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова»
Ставропольский край
Организация креативного пространства в библиотеке
ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека им. В.П. Махаевой»
Мурманская область
Подкаст, в котором обсуждают книги и чтение, с упором на детско-подростковое чтение
ГАУК НСО «Новосибирская государственная областная научная библиотека»
Новосибирская область
Образовательное и музейно-выставочное пространство, посвящённое книжной культуре
СПб ГБУ «Централизованная библиотечная система Московского района»
г. Санкт-Петербург
Интерактивный онлайн-календарь с сюрпризами
МАУК «Центральная библиотека Билибинского муниципального района»
Чукотский автономный округ
Командные игры с элементами городского ориентирования
Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества»
Ивановская область
Книжный подкаст, посвящённый литературе и культуре
МБУК «Заларинская централизованная библиотечная система»
Иркутская область
Сохранение и продвижение песенного наследия
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!