Все краски ВСЕЛЕННОЙ
Адаптация детей трудовых мигрантов г. Санкт-Петербурга
СПб ГБУ "Централизованная библиотечная система Петроградского района"В рамках проекта «Все краски вселенной» для детей трудовых мигрантов в библиотеках Петроградского района проводятся интерактивные занятия по изучению русского языка. На занятиях дети знакомятся с новинками детской литературы и классическими произведениями, изучают культуру, историю и литературное богатство России через книгу, общаются, читают и пишут в комфортной среде детских библиотек.
Адаптационные и творческие занятия по чтению и русскому языку ведут волонтёры организации «Дети Петербурга» и сотрудники библиотек СПб ГБУ «Централизованная библиотечная система Петроградского района».
Регулярные групповые занятия в летнее время и в начале учебного года, постоянная практика общения с детьми и наблюдение за их индивидуальными языковыми проблемами, разработка и проведение литературных смен способствовали накоплению уникального опыта, который постепенно оформляется в систему. Основными принципами проекта являются: использование в работе книг из фондов библиотек, стимулирование устного или письменного литературного творчества, задействование фантазии и эмоций.
Адаптация детей трудовых мигрантов в г. Санкт-Петербурге.
1.Начальный этап: участие в проекте «Дети Петербурга»
Творческое сотрудничество библиотеки и организации «Дети Петербурга» началось во время весенних школьных каникул, когда волонтёры организовали лагерь для детей, изучающих русский язык, в Общественном пространстве «Дом» на Мончегорской, 10. Центральная детская библиотека Петроградского района взяла на себя часть занятий смены. Со специалистом библиотеки ежедневно встречалась группа подростков с продвинутым уровнем русского языка. В первый день дети знакомились не только друг с другом, но и с приемами литературного творчества: попробовали подобрать необычные эпитеты к уже знакомым словам, придумали и записали первые истории на основе этих словосочетаний. На следующий день нужно было придумать прилагательные ко всем существительным из текста – так из одного и того же простого сюжета получилось несколько разных, порою фантастических историй. Дети подбирали рифмы, записывали свои философские размышления и смешные истории по мотивам книг. Эти занятия не были похожи на стандартные уроки русского языка, но письменная и устная речь участников развивалась не менее интенсивно. Особый интерес у детей вызвал мастер-класс по письму остроконечным пером и тушью. К слову, общение с детьми трудовых мигрантов показало: в бывших республиках СССР осталась практика каллиграфического письма, дети приезжают из Узбекистана и Таджикистана с очень красивым, аккуратным почерком. Пером и тушью дети писали свой первый верлибр о цветах вселенной – и это задание дало название всему направлению библиотечной работы по обучению мигрантов русскому языку: «Все краски вселенной».
2.Второй этап: разработка и проведение онлайн-занятий
В год пандемии в онлайн-режим были переведены не только школы, но и библиотеки, и тогда занятия русским языком с детьми мигрантов поменяли формат. Онлайн можно было встречаться чаще, чем раз в неделю – читать на экране книгу (слушать библиотекаря, или повторять за ним, или читать хором), выполнять простые задания, разгадывать загадки и даже делать вместе зарядку по книге Эрика Карла «От головы до хвоста»! Дети выходили на связь в основном с телефонов родителей – компьютеров почти ни у кого из них нет. На встречах присутствовали также сами родители, родственники, младшие братья и сёстры. Каждое онлайн-занятие включало в себя знакомство с новыми участниками, чтение книги или отрывка, чтение собственных сочинений по заданию и совместное обсуждение текстов, словесные игры в чате, свободное общение участников.
3. Третий этап: разработка и проведение литературных смен
В марте 2022 года Центральная районная детская библиотека принимала участие в планировании и организации лагеря на каникулах. Половина занятий смены проводилась в самой библиотеке и основывалась на книгах из фонда. Смена литературного лагеря продолжалась 5 дней и включала книжные обзоры, небольшие лекции, чтение книг и выполнение заданий по их мотивам, акварельный мастер-класс, создание арт-объекта «Силуэт» – контура, заполненного текстами, рисунками и вырезками из иллюстрированных журналов.
В декабре 2022 года Центральная районная детская библиотека и 2-я детская библиотека СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района» полностью разработали и провели программу лагеря «Приключение в библиотеке», участниками которой стали дети в возрасте от 7 до 16 лет. Библиотеки подготовили интерактивные программы, видео-презентации и творческие задания, позволяющие участникам смены расширить свой кругозор, освоить навыки коммуникации.
Программа, посвящённая маскам, получилась разнообразной. Дети узнали о масках разных народов и смастерили собственную, познакомились с книгой Мэтта Хейга «Быть котом» и обсудили перевоплощение человека в животного. Книга испанского писателя и художника Тассиеса «Украденные имена» подняла вопрос буллинга и важности имени для человека. Дети разучивали песни и игры, вспоминали героев комиксов, вынужденных скрывать свои лица под масками или гримом. В последний день смены библиотекари и ребята поговорили о том, что существуют различные выразительные средства для общения друг с другом. Даже не зная чужого языка, мы можем объясниться с другим человеком при помощи жестов, мимики или рисунков. Ребята познакомились с языком жестов, рисуночным письмом разных народов, узнали значение некоторых египетских иероглифов и расшифровали древнее послание североамериканских индейцев и с интересом узнали о берестяных грамотах Древнего Новгорода и символах мезенской росписи. Финалом смены стала выставка всех работ детей.
4. Четвёртый этап: собственный стиль оформляется в систему занятий
На данный момент адаптационные и творческие занятия по чтению и русскому языку ведут в равной мере волонтёры организации «Дети Петербурга» и сотрудники библиотек СПб ГБУ «Централизованная библиотечная система Петроградского района» – методисты ЦРБ имени А.С Пушкина, библиотекари Центральной районной детской библиотеки и 2-й детской библиотеки.
Регулярные групповые занятия в летнее время и в начале учебного года, постоянная практика общения с детьми и их индивидуальные языковые проблемы, разработка и проведение литературных смен способствовали накоплению уникального опыта, который постепенно оформляется в систему. Конечно, существует методика преподавания русского языка как иностранного, утверждённые программы и учебники для детей из бывших союзных республик, но перед библиотекарями не ставится задача преподать детям определённый уровень языка. Она и не может ставиться – у наших библиотек нет лицензии на оказание образовательных услуг. Но зато здесь есть огромный выбор книг для первого чтения, развития речи, провокационных – для запуска диалога, с милыми рисунками – для стеснительных девочек, с короткими познавательными статьями – для пытливых умов, комиксов – для начала чтения, виммельбухов и книжек-картинок – для сочинения простых историй и названий предметов.
Главными принципами библиотечных занятий стали:
1) Использование в работе книг из фондов библиотек.
2) Стимулирование устного или письменного литературного творчества.
3) Задействование фантазии и эмоций.
Дети трудовых мигрантов, приехавшие вместе с папой и мамой в Россию, очень часто остаются за бортом языковой жизни: в школу и детский сад их с нулевым знанием языка не принимают, остаётся только сидеть дома. Или идти в библиотеку!
Современная детская литература на русском языке позволяет сегодня не просто проводить весело время с ребёнком, но и развивать его, учить читать, размышлять, творить. Творческое самовыражение повышает уверенность в себе (а ведь порой дети, плохо владеющие языком, подвергаются насмешкам, травле), расширяет словарный запас и развивает эмоционально. Дети, плохо знающие русский язык и культуру, в игровой форме могут познавать мир, выслушивать высказывания сверстников. Новые слова и выражения, подкреплённые эмоциями, лучше усваиваются. Но главное – каждый участник литературного мастер-класса осознает ценность и красоту мыслей, выраженных словами.
· На 27.07.2023 года в библиотеках проведено 84 мероприятия для детей иностранных граждан, направленных на улучшение владения русским языком, изучение особенностей культуры России, в которых приняли участие 774 человека.
· Библиотеки Петроградской стороны выступили инициатором проведения Всероссийского конкурса детских сочинений и переводов для детей, изучающих русский язык (совместно с проектом «Всероссийская школьная летопись»)
· На базе инновационного Центра детского чтения «Библиотека книжных героев» в октябре 2021 года прошло методическое мероприятие для волонтёров АНО «Дети Петербурга», работающих с детьми-мигрантами.
· Методист СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района» поделилась опытом проведения занятий на Общероссийской научно-педагогической конференции «Уроки Лихачёва».
· 12 апреля 2023 года методист Надежда Владимировна Куракина приняла участие во Всероссийской практической конференции «Библиотека XXI века – информационный, образовательный и культурно-досуговый центр для социально незащищенных категорий населения», где представила опыт работы с детьми трудовых мигрантов в библиотеках Петроградской стороны.
· 20 мая 2023 года на детской площадке Санкт-Петербургского международного книжного салона была организована дискуссионная программа «Книга для мигранта», основанная на опыте занятий русским языком и чтением с детьми трудовых мигрантов в библиотеках Петроградского района. Какие произведения подходят для обучения детей? Чем плохи сказки, и на каких книгах учить подростков? В дискуссии приняли участие Борис Панич – директор Благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-фонд», Юлия Алимова – координатор благотворительной организации помощи семьям мигрантов и беженцев «Дети Петербурга», Татьяна Витальевна Кузьмина – кандидат филологических наук, преподаватель и составитель обучающих пособий для занятий русским языком с детьми трудовых мигрантов, Надежда Куракина – методист библиотек Петроградской стороны, Дарья Дудко – волонтёр благотворительной организации помощи семьям мигрантов и беженцев «Дети Петербурга».
Лучший библиотечный проект в области международной деятельности «Премия Рудомино»
Организатор: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино
Номинация:
Статус проекта: победитель, Специальный диплом «За эффективное обеспечение межкультурного диалога и интеграцию новых граждан в жизнь региона» место
Год: 2023г.
ГБУК АО «Астраханская библиотека для молодежи им. Б. Шаховского»
Астраханская область
Создание юмористических роликов о книге и чтении, библиотеке и ее читателях
МАУК «Центральная библиотека Билибинского муниципального района»
Чукотский автономный округ
Командные игры с элементами городского ориентирования
Государственной казенное учреждение культуры "Челябинская областная универсальная научная библиотека"
Челябинская область
Продвижение забытых дворовых игр в сферу досуга младших школьников и подростков
БУ «Государственная библиотека Югры»
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Аудиоспектакли по произведениям местных авторов
ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой»
Мурманская область
Создание и организация аудиоэкскурсий при поддержке волонтеров культуры
Муниципальное казенное учреждение "Отрадненская городская библиотека" (Ленинградская область)
Ленинградская область
Продвижение имени и творческого наследия писателя, журналиста и издателя Николая Александровича Лейкина
ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека им. В.П. Махаевой»
Мурманская область
Развитие творческого подхода к чтению
ОСП «Тульская областная детская библиотека» ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс»
Тульская область
Обучение детей созданию мультфильмов на основе книг
МБУК «Мончегорская централизованная библиотечная система»
Мурманская область
Благоустройство прибиблиотечной территории и формирование экологической культуры
СПб ГБУ «Централизованная библиотечная система Московского района»
г. Санкт-Петербург
Аудиоэкскурсии, посвящённые архитектуре и истории Московского проспекта г. Санкт-Петербурга
Это успех!
Операция выполнена успешно!
Произошла ошибка!